Намечается активизация переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. В конце августа намечены переговоры по демаркации и делимитации межгосударственной границы в Москве. Скорее всего, они пройдут 30 августа.

Однако на следующий день в Брюсселе должен пройти очередной раунд переговоров с участием Ильхама Алиева и Никола Пашиняна при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля. Брюссельский формат постепенно оттесняет на второй план Минскую группу ОБСЕ, внутри которой нет того консенсуса, что пережил и "пятидневную войну" 2008, и события в Крыму в 2014. После СВО три сопредседателей уже не выражают общей позиции.
 
В то же самое время подходы Запада и России к урегулированию застарелого конфликта по-прежнему не выглядят как нечто совершенно взаимоисключающее. В мае 2022 года во время переговоров в Брюсселе вопросы подготовки мирного соглашения были обозначены, как приоритетные. Но без демаркации и делимитации границ таковое не представляется возможным. Но именно Москве принадлежит ключевая роль в обсуждении именно этого аспекта. Она более, чем кто-то другой "в теме". И в столице России ведутся переговоры вокруг данного сюжета. И с интервалом в один день пройдет обсуждение делимитации и демаркации в Москве, а потом трехсторонний саммит в Брюсселе. 

Но такое парадоксальное единство (притом, что Шарль Мишель горячо поддерживает антироссийские санкции и в информационном плане является одним из фронтменов в деле обличения политики Кремля) держится ровно до того, пока в фокусе обсуждения не оказалось присутствие миротворческого контингента РФ в Нагорном Карабахе.

ЕС, как и США пока что осторожно воздерживаются от прямой критики Москвы на этом направлении. Но свои критические замечания к действиям миротворцев есть и в Баку, и в Ереване. Притом, что фундаментальные цели этой критики различны. Нельзя исключать, что Евросоюз в обозримой перспективе попытается занять нишу главного "миротворца", поставив вопрос об эффективности действий Москвы в регионе. Пока же он удовлетворяется тем, что многие наработки России фактически выдает за свои.

В пресс-релизах, выпускаемых по итогам брюссельских встреч нет ни слова о том, что ЕС подключился к мирному процессу позже Москвы, равно и о том, в чем российская сторона реально преуспела. Пока Брюссель стремится тихо перехватить инициативу, без излишних эмоций. Но проблема и в том, что со стороны России нет особой информационной активности в разъяснении собственных позиций по армяно-азербайджанскому урегулированию. Мягко говоря, странно надеяться на то, что кто-то (особенно если это критики и оппоненты) будет выполнять за тебя эту необходимую работу. 
 

Сергей Маркедонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены