"Все опросы общественного мнения показывают, что жители Приднестровья и Молдовы не желают быть вовлеченными в конфликт в Украине и твердо выступают за мир и нейтралитет". С таким месседжем лидер непризнанной Приднестровской Молдавской республики Вадим Красносельский обратился к президенту Молдовы Майе Санду. В условиях, когда доминирующим информационном трендом сегодняшней постсоветской и мировой политики в целом является эскалация, всякая попытка найти компромиссное решение в конфликте определенно заслуживает внимания.
Стоит также заметить, что Красносельский не в первый раз предпринимает подобные попытки. В самый канун нового 2022 года он уже направлял Майе Санду письмо, в котором предлагал наметить пути урегулирования приднестровского конфликта. Тогда эта инициатива потонула в украинском информационном море. Российские предложения по европейской безопасности и сценарии возможной эскалации в Донбассе вытолкнули тираспольские предложения на информационную обочину.
С тех пор многое изменилось. Ситуация в Приднестровье, которую на протяжении 1992-2022 гг. рассматривали, как классический "замороженный конфликт", изменилась. Ряд инцидентов даже заставило де-факто власти в Тирасполе ввести на какое-то время красный уровень террористической угрозы. И эксперты стали говорить о возможной вооруженной эскалации на Днестре на фоне российской специальной военной операции.
В пользу этой версии было слишком многое. И риторика молдавских властей, обращенная в поддержку Киева, и стремление команды Санду "зачистить" политическое поле внутри своей страны от пророссийских "элементов", и готовность Запада повысить обороноспособность Кишинева, что в Москве стали рассматривать, как шаг к пересмотру статус-кво в Приднестровье, и заявления украинских политиков про опасность тираспольского "форпоста русского мира". Снова, как и ранее, конфликт на Днестре оказался неким информационно-политическим "аппендиксом" украинского кризиса.
Но ситуация в Приднестровье и вокруг него имеет свою логику. Спору нет, фоновые факторы влияют на нее. И воздействие это не стоит недооценивать. Но мало кто обратил (да и сейчас обращает) внимание, что представители и Кишинева, и Тирасполя, обращаясь к разным геополитическим сюжетам, о самом конфликте высказывались сдержанно. Даже тогда, когда на Днестре впервые за тридцать лет прогремели взрывы и опасность нового противостояния стала близка, как никогда.
Августовское обращение главы непризнанной ПМР пронизано пафосом отделения процесса урегулирования от украинской политической динамики. Красносельский справедливо говорит, что поиск решения на Днестре должен опираться на собственную внутреннюю логику, а не фоновые геополитические факторы. Трудно не согласиться с ним и по поводу того, что ключ к урегулированию стоит искать, прежде всего, в диалоге Кишинева и Тирасполя, а не в привлечении внешних акторов, на что команда Санду так активно настроена.
! Орфография и стилистика автора сохранены