Социальные изменения
Население республики за последние три десятилетия увеличилось на 60%. И это случилось за счет рождаемости, а не миграции, сделав регион один из самых молодых в стране.
Параллельно с этим происходила стремительная урбанизация: пока росло население в целом, также менялось соотношение между городским и сельским населением. А Дагестан — республика многонациональная, с десятками разных народов, языки 13 которых являются официальными на уровне региона и где русский язык служит прежде всего языком межнационального общения.
Почему это важно? Многие из этих языков имеют свои диалекты и жители соседних сел иногда могут не понимать друг друга. Но когда эти люди, говорящие на разных языках, переезжают и живут в одном городе, они начинают чаще использовать русский, но поддерживают изначальные социальные связи и круги общения из своих родных сел на родных языках, ездя туда на похороны и религиозные праздники. Официальная статистика урбанизации неадекватна и не отражает реальность, потому что после переезда в город большинство не регистрируются по новому месту проживания.
Рост религиозности
На этом фоне одновременно в регионе наблюдается рост религиозности: федеральные телеканалы по вечерам показывают вырезки с религиозными ведущими, которые рассуждают о том, можно ли женщинам заниматься спортом. Религиозная газета "Ас-Салам" становится самой многотиражной в регионе, а радиостанция "Ватан" точно входит в тройку самых популярных. Растет число мечетей и мечети по пятницам становятся одним из главных мест для социализации.
Это все вместе приводит к тому, что религиозная идентичность для многих молодых людей — не для всех — становится определяющей. Отсутствие перспектив, когда без связей и взяток невозможно даже работу получить, и адекватного образования, ведет к тому, что люди изолируются, перестают рассчитывать в чем либо на государство и вместо этого полагаются на коллективизм общинного вида в самом худшем его виде; многие не чувствуют, что они вообще живут в одной стране с москвичами и петербуржцами, использование фразы "Он поехал учиться в Россию" применительно к человеку, поступившему, например, в МГУ — довольно распространенное явление.
Неустроенность и отсутствие перспектив
Коррупция, клановость, рост религиозности — это все длилось десятилетия и было обострено беззаконием режима, когда любого неугодного могли убить в так называемых "КТО" (контр-террористическая операция) и постфактум объявить террористом.
Выступления в поддержку мусульман в Дагестане не новы. Они были во время войны Израиля с Ливаном, во время войны в Газе в 2008-м году, люди также выходили в защиту преследуемых в самом Дагестане мусульман. Но только в этом году, когда уровень ненависти в обществе доведен до предела, протесты вылились в откровенные погромы с выискиванием евреев среди постояльцев гостиниц.
Дагестан вообще мог бы быть идеальным местом для проведения модных интерсекциональных исследований, когда один человек вмещает в себе много разных идентичностей: начиная от этнической и религиозной и заканчивая региональной и культурной. Толпа агрессивных мужчин в аэропорту искала израильтян, а могла бы спорить о допустимости межнациональных браков (популярный дискурс, когда люди спорят, нормально ли аварцу жениться на даргинке или кумыку жениться на лачке). Призывы в соцсетях наложились на эмоциональные кадры войны — и религиозная идентичность вышла на первый план. Это, конечно, прежде всего говорит о провале социальной и образовательной политики — например, горские евреи имеют очень глубокие корни в регионе, и эти антисемиты могут жить и работать рядом с ними, но не знать этого.
"Национальную идею" искали два десятилетия, но так ничего вразумительного и не предложили. Итог весьма печален.
! Орфография и стилистика автора сохранены