Прошедшие несколько недель были насыщены событиями, связанными с персональными санкциями в отношении российских олигархов.
Санкции ЕС против одного из ключевых фронтменов В. Путина — А. Мордашова, не только прячущего его деньги, но и финансирующего войну, устояли в суде, что, безусловно, и законно, и справедливо.
Суд ЕС абсолютно предсказуемо снял санкции, введенные против А. Шульгина. Санкции в отношении него были введены ошибочно, он не является ни олигархом, ни фронтменом В. Путина. Не исключено, что он даже нормальный человек.
Что касается решения не продлевать санкции в отношении двух других фигурантов — Фархада Ахмедова и Григория Березкина, то здесь все не просто неоднозначно, а в отношении Г. Березкина принято просто ошибочное решение, которое в интересах поддержания репутации ЕС и института персональных санкций должно быть не просто пересмотрено, а еще и глубоко проанализировано.
С таким счастьем и на свободе.
Ясное дело, что произошло недоразумение с анализом документов, представленных в суд ЕС. Возможно, юристы ЕС что-то недосмотрели. Однако по закону подлости именно эта ошибка наиболее показательна. Из-за нее отдельные люди даже допускают проявление коррупции, настолько это противоречит и законам, и сложившейся практике.
Г. Березкин подал жалобу в суд ЕС, сославшись на то, что его назвали приспешником Путина и за некоторые неточности. Вся проблема в том, что ЕС, Суд ЕС плохо представляют, с кем или даже с чем в лице таких Березкиных они имеют дело.
Лет 80 назад во время ВМВ в Белом Доме один из бывших послов США в СССР, Уильям Буллит, пытался предостеречь Ф. Рузвельта от чрезмерного доверия И. Сталину: "...мы имеем дело не с герцогом Норфолкским, а с кавказским бандитом, который, если получает все в обмен на ничто, просто думает, что ему попался осел". Рузвельт согласился с аргументами Буллита, а потом сказал, что просто верит Сталину.
Характеристику Г. Березкину дал в своем блоге А. Кох, который хорошо его знает. Ключевая оценка этого негодяя очень проста.
"У меня есть десяток примеров из моего собственного российского бизнес-опыта, когда, сталкиваясь с ним по бизнесу, ты очень быстро начинаешь понимать, с кем на самом деле ты имеешь дело и кто стоит за этим милым и улыбчивым бодрячком. И Ковальчуки, и Сечин, и Токарев... Впрочем, об этом сегодня уже все написано..." — пишет А. Кох.
Со своей стороны могу лишь перевести совершенно оправданные эмоции в отношении Г. Березкина: "Человек, который является хрестоматийным примером кремлевского порученца, который все последние 20 лет бравировал своими связями с Кремлем"... и негодование в отношении ЕС "Хочешь — не хочешь, а подумаешь о коррупции. Нет, ну а как иначе все это свинство объяснить? Чиновники ЕС своей санкционной практикой уже нанесли чудовищный удар по вере граждан в "Rule of Law", но таким снятием санкций они просто ее добивают", — пишет он.
Я в свою очередь попытаюсь проанализировать случившееся без эмоций. Г. Березкин бесспорно не дорос до звания Фронтмена Путина. А. Кох совершенно справедливо назвал его порученцем. С таким же успехом его можно назвать дорогой шестеркой Кремля. И это вполне соответствует фактам. По открытым данным, он занимается бизнесом, связанным с перевалкой нефти. На сегодня в России к нефтяному бизнесу допущены только свои.
Дело ЮКОСа, истории с М. Гуцериевым и В. Евтушенковым, дело Магнитского и т.д — это всего лишь эпизоды передела нефтяного рынка в пользу ОПГ "Кремль".
Другой бизнес Г. Березкина связан с поставками электроэнергии РЖД, Транснефти. Что это за бизнес? В РЖД существует целый департамент энергетики, большая компания, принадлежащая РЖД, под названием "Трансэнерго", которая занимается поставками энергии РЖД и на балансе которой находится вся соответствующая инфраструктура. У нее есть руководитель — Санько Валентин Михайлович. Эта компания имеет свои инвестиционные программы и т.д. РЖД технологически в состоянии закупать электроэнергию напрямую. При чем здесь бизнес Г. Березкина?
В России из тех людей, кто попал под санкции, кто еще по недосмотру не попал и кто обязательно должен быть привлечен к уголовной ответственности за соучастие в преступлениях ОПГ "Кремль", мало кто соответствует критериям бизнесмена. По большей части — это люди, зарабатывающие деньги в партнерстве с властью. Но справедливости ради, нельзя не отметить, что они хотя бы создают какую-то добавленную стоимость.
Феномен "бизнеса" Г. Березкина состоит в том, что он создает УБАВЛЕННУЮ стоимость и ДОБАВЛЯЕТ ее именно окружению В. Путина, о котором написал А. Кох. Весь бизнес по поставке электроэнергии в РЖД был создан именно для того, чтобы наполнять "Бассейн" РЖД при В. Якунине, который изначально поставил задачу отчисления 15% от всех платежей РЖД.
Я в свое время несколько лет пытался ограничивать аппетиты этих деятелей 15%, а когда понял, что это Сизифов труд, предпочел уйти, поэтому знаю это как инсайдер.
Соответственно, для этого и понадобился бизнес Березкина с РЖД. Все эти данные о роли Г. Березкина в наполнении этого "Бассейна" имеются на Западе, они находятся в компьютере покойного А. Крапивина, умершего в апреле 2015 г. в Швейцарии. Часть этих данных периодически всплывало в расследованиях The Insider, "Досье" и др. материалах в отношении В. Якунина.
Несмотря на уход В. Якунина из РЖД, а во многом он был связан именно с "потерей бдительности", бизнес продолжается, "Бассейн" наполняется, Г. Березкин свое дело знает.
Судя по всему, точно такой же бизнес по поставке электроэнергии осуществляется и с Транснефтью. Технологически для Транснефти, как и для РЖД, никакой посредник для поставок электроэнергии не требуется. Только моя компания в начале 2000-х спроектировала для Транснефти электроподстанцию "Ковали" в Татарстане, для обеспечения энергией одноименную НПС со всеми системами учета и соответственно возможностями работы на рынке электроэнергии. Все подстанции Транснефти технологически взаимодействуют с ФСК или с МРСК и в силу этого никакие посредники им не нужны.
Другое дело, что имел место скандал, смысл которого сводился к тому, что компания Г. Березкина поставляла электроэнергию Газпрому по ценам на 60% выше рынка. Причем — это именно та компания, которая "поставляет" энергию в РЖД. Это все на сегодняшний день открытые данные.
А когда А. Кох называет Г. Березкина порученцем Кремля, что мало чем отличается от титула "приспешник", на который так обиделся Березкин, и даже приводит известные фамилии людей, находящихся под санкциями и даже не оспаривающих их, то в подтверждение его утверждения можно обратить внимание еще на один интересный факт.
Г. Березкин входит в состав Попечительского Совета МГУ. С точки зрения нормальных людей из ЕК и судей Европейского Суда само это обстоятельство могло бы оцениваться в пользу Березкина. МГУ, более чем 250-летняя история, университетская свобода никак не может ассоциироваться ни с приспешником, ни тем более с порученцем. Но это не тот случай. Сегодня персональный состав Попечительского Совета недоступен на сайте. Но я нашел его состав в архиве. Он несколько устарел, отдельные ветераны КГБ и СВР уже даже покинули нас. Но, тем не менее, весьма показательно, что именно в нем Г. Березкин приспешничает и с В. Путиным, и с В. Якуниным, и с Г. Токаревым, и с И. Сечиным. И с другими "достойными" по российским ПОНЯТИЯМ людьми.
В состав Попечительского Совета МГУ, призванного управлять старейшим в России вузом, входит 6 бывших разведчиков еще из времен КГБ. Один разведчик из кинофильма "Адъютант его превосходительства". Им "помогают" 15 человек, находящихся под санкциями. И решает сейчас этот Попечительский Совет важную научную проблему. Строительство "Долины МГУ" под эгидой компании "Иннопрактика", в которой не последние роли играют Е. Тихонова и Н. Дмитриева. Вот именно здесь и сфера для приложения сил приспешника, порученца Г. Березкина.
А поскольку ректор МГУ, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой матанализа В. Садовничий к тому же силен в арифметике, то можно не сомневаться, что эта научная проблема будет успешно решена.
Ну а то, что Г. Березкин являлся владельцем пропагандистского медиа "Комсомольская правда", и то, что он избавил Путина от последнего независимого медиа — "РБК", которое пыталось проталкивать остатки свободы слова в любые возможные щели, — это уже последние штрихи к его образу приспешника или порученца.
Второй персонаж Ф. Ахмедов — фигура менее колоритная. Тем более что он стал известен благодаря появлению в СМИ прослушки их разговора с И. Пригожиным. Его даже считают одним из немногих, кто может доказать чистоту своих средств. В его активе бизнес по-русски:
1. Захват актива "Нортгаз".
2. Размывание доли Газпрома.
3. Корпоративный конфликт с Кремлем, из которого он вышел не в тюрьму, как МБХ, а в Совет Федерации.
4. Дальше продажа своей доли власти ("Новатэк") за наличные деньги, помощь Путину в урегулировании политического конфликта с Турцией и весьма странное завершение судебного иска в Великобритании с бывшей женой, отказавшейся от выигранного иска в 453 млн фунтов. Возможно, эти 453 млн фунтов были и не его, а человека, сидящего так высоко, что из его кабинета виден Магадан. А жена не сразу это поняла.
Ведь продать актив "Новатэку" (Тимченко-Путину) за деньги — это большое счастье. И даже со свободой мнения о власти. Интересные вы люди, Фархад Ахмедов, Григорий Березкин. Все у вас хорошо! С таким счастьем и не только на свободе, но и без санкций.
Это ошибка!!!
По сути, то чем занимается Г. Березкин, — это притворный бизнес, чекистская коррупционная схема по воровству и отмыванию денег основных виновных в развязывании войны в Украине. Сняв санкции с Г. Березкина, таким образом ЕС сняла санкции не с него, а с преступной схемы. Надеюсь, что они это быстро поймут и исправят свою ошибку. Проанализируют ситуацию с Ф. Ахмедовым.
Однако этим проблема не ограничивается. Следующие в очереди на вранье и другие не менее "достойные" люди. А. Мельниченко, В. Кантор, Д. Мазепин, А. Гурьев и др. Все они на всех перекрестках утверждают, что они не имеют никакого отношения к войне, к Путину и т.д.
Но вот какая незадача.
"Человека здесь ценят лишь по тому, в каких отношениях он состоит с властями" — Астольф де Кюстин.
Власти понадобилась валюта для стабилизации рубля и, соответственно, продолжения войны. Эти деятели без колебаний понимают свою цену и исполняют это пожелание власти. Это при том, что их собственность защищена западным законодательством, наличие огромных средств за рубежом, недоступных ни для МНС, ни для Басманного суда, они страдают от этого, находясь под санкциями, и одновременно они же не могут ничего сказать против войны и против власти.
Более того, идут на обман ЕС и судов, злоупотребляют своим статусом общественных деятелей, как В. Кантор, привлекающий в свою защиту Президента Израиля И. Герцога, пытаясь найти элементы антисемитизма там, где их нет. И все это происходит исключительно потому, что они по сути не бизнесмены, которые могут принимать самостоятельные решения, а Фронтмены Путина и его окружения.
Что с этим можно сделать? Как это можно преодолеть?
Во-первых, если ЕС при вводе санкций в отношении Г. Березкина мотивирует это тем, что он приспешник Путина, то этот статус следует ЛЕГИТИМИРОВАТЬ в виде Фронтменов.
Для этого предлагается классификация, состоящая из 14 пунктов, которая достаточно полно описывает суть этого явления. Вряд ли юристы ЕС и суд ЕС сочтут ее недопустимым, недостоверным или неотносимым доказательством. Вполне возможно, что на основе этого подхода совокупность доказательств может быть признана вполне достаточной.
Во-вторых, поскольку преступная деятельность путинского окружения и олигархов является трансграничной, необходимо более эффективное международное сотрудничество правоохранительных и финансовых органов демократических государств, борющихся с ними и поддерживающих Украину.
В-третьих, необходимо более чётко сформулировать задачи этой деятельности.
Санкции из политического механизма нужно как можно быстрее трансформировать в правовой механизм ДЕлегитимизации путинского режима в части собственности.
В этой связи еще раз обращаю внимание на необходимость и целесообразность введения санкций против окружения В. Путина Конгрессом США.
В-четвертых, во всей этой истории весьма неприглядна роль лоббистов и адвокатов. С одной стороны, кто и каким образом оплачивает эту деятельность, если эти господа находятся под санкциями и их средства соответствующим образом заморожены. Поступления от них из других стран также не могут быть зачислены. С другой стороны, интересы господ Г. Березкина и Ф. Ахмедова в этом процессе представляла юридическая фирма ACQUIS (Paris, Brussels).
Неужели адвокаты Ф. Ахмедова Уильям Жюлье и особенно адвокат Г. Березкина, партнер этой же фирмы Юрий Шумилов, не отдают себе отчет, что в свете всего вышеперечисленного они сами либо вступают в конфликт с адвокатской этикой, если они не владели этой информацией (а она в основном вся в открытом доступе), либо обманывают ЕС и Европейский Суд, что уже, по сути, противозаконно?
В-пятых, несмотря на наличие большинства приведенных данных в открытом доступе, многие европейские СМИ, в т.ч. BBC, уклоняются от глубокого анализа и предпочитают ссылаться на мнение российских оппозиционеров. Это самое слабое место и самая плохая позиция.
Напомню, что полгода назад уже имел место скандал в ФБК, представители которого фигурировали в числе подписантов письма о снятии санкций с одной из крупнейших команд фронтменов Путина — М. Фридмана и Ко. ВВС вновь ссылается на подобное мнение в отношении Г. Березкина.
Существуют достаточно серьезные основания полагать, что "моральный камертон" российской оппозиции — ФБК — выстроил определенный бизнес по предохранению от санкций и выводу из-под них российских олигархов.
Во всяком случае, публичное высказывание поддержки Г. Березкину от российских оппозиционеров ни на какую другую мысль навести не может.
Приведу простой пример.
В приведенном составе Попечительского Совета МГУ присутствует один человек, который пока не находится под санкциями. Но в прошлом году его фамилия присутствовала в проекте списка, подготовленного некой группой российских оппозиционеров для передачи в Госдепартамент США. Причем он был не один, а в составе его ОПГ, тесно связано и с Кремлем, и с РЖД, и с подсанкционными олигархами. Но именно его фамилия была вычеркнута из списка с мотивировкой, что он против Путина на основе личного знакомства с ним человека, поручившегося за него. И вот он, который лично против Путина, заседает в органе, подобранном при личном согласовании с Путиным.
Это Россия, господа!
Не зря Отто фон Бисмарку, хорошо знавшему Россию, приписывается фраза: "Никогда не доверяйте русским. На каждую вашу хитрость они ответят непредсказуемой глупостью".