Почему люди с упорным постоянством творят ужасающие вещи? Да и вообще — люди ли это? Вот почитаешь о том, что происходит в Минске на улице Окрестина, и поневоле задумаешься — это что же, люди делают? Какое же жуткое, звериное начало живет в них... или во всех нас?
Алексей Пивоваров снял выпуск "Редакции" о том, "Что делает нас жестокими", и очень четко сформулировал вопросы, которые, наверное, всегда волновали человечество, но после мировых войн, Освенцима, Колымы, Хиросимы... так бы хотелось поставить здесь точку, но ведь нет — еще после Руанды, Югославии, сбитого Боинга, разогнанных демонстраций, существующих и сейчас, вот в ту минуту, когда вы это читаете, мордовских лагерей и белорусского ОМОНа, — получается, что точка никак не ставится, что человечество хоть и говорит беспрерывно про права человека, гуманизм, ценность человеческой жизни, а продолжает творить ужасы и никак не может остановиться.
Что же, — все это у нас в крови? В каждом из нас сидит фашист? Или это обстоятельства делают нас такими?
Только ленивый в последнее время не пнул Стэнфордский эксперимент Филиппа Зимбардо, когда симпатичные студенты за неделю превратились в жестоких охранников, а такие же студенты, только изображавшие заключенных, — в покорных и послушных жертв. Бывшие "охранники" как один утверждают, что они просто играли и делали то, что нужно было профессору, жертвам, оказывается, тоже было не так уж плохо. А с другой стороны, Зимбардо описывает вполне реальную историю в иракской тюрьме Абу-Грейб, где обычные американские парни и девушки вдруг уже на самом деле превратились в ублюдков и садистов. Получается, что независимо от того, правильно или неправильно он в 1971 году построил свой эксперимент, в реальной жизни то похожие вещи происходят...
И опять и опять возникает вопрос — кто в этом виноват? Государство, командиры, начальство, которые ставят людей в такие обстоятельства, отдают приказы расстреливать, пытать, избивать? Или люди, которые подчиняются этим приказам и в какой-то момент начинают даже получать от этого удовольствие? А главное — как противостоять этому наступлению зла, идущему на нас и снаружи и изнутри?
Окончательного ответа, конечно, выпуск "Редакции" не дает, а вот пищу для размышлений — очень большую.
! Орфография и стилистика автора сохранены