В 1854 году во время Крымской войны британский ученый и глава управления по делам науки и искусства Лайон Плейфэр предложил зарядить снаряды крайне ядовитым цианистым какодилом и обстреливать ими Севастополь. Эту идею поддержал адмирал Томас Кохрейн, и премьер-министр лорд Палмерстон уже склонялся к тому, чтобы согласиться. Но глава артиллерийско-технического управления заявил резкий протест, возмущенно сравнив подобные действия с "отравлением вражеских колодцев". Плейфэр был страшно возмущен и ядовито возражал, что, значит, стрелять обычными снарядами можно, а ядовитыми, видите ли, неблагородно.
Такой взгляд на химическое оружие потихоньку начал распространяться — его использовали и французы, и англичане в колониальных войнах, а к Первой мировой войне в мире уже были довольно большие запасы отравляющих газов. Использование химического оружия обычно ассоциируется прежде всего с немецкой атакой под Ипром и, соответственно, с ипритом, но на самом деле-то деле газы использовали практически все участники. Считается, что за годы войны жертвами химического оружия стали почти полтора миллиона человек, из которых как минимум 100 тысяч, а может быть, и больше были мирные жители, к чьим домам ветер просто принес газ.
Это-то и стало главной причиной отказа от применения химического оружия на войне, а вовсе не гуманные и благородные соображения и не сравнение с отравлением колодцев. Войска, конечно, можно было снабдить противогазами, что все армии первой половины ХХ века и сделали, но все равно никто не мог быть уверен, куда точно пойдет ядовитое облако, — это оружие было слишком плохо контролируемым.
Все это было настолько ужасно, последствия отравлений настолько страшны и масштабны, что, конечно же, началась борьба за ограничение, а потом и полный запрет применения химического оружия.
Первый международный протокол был подписан аж в 1925 году, и в нем говорилось, что применение химического и биологического оружия "справедливо осуждается всем цивилизованным миром". Осуждается, ага… После того, как этот протокол вступил в силу в 1928 году войска Муссолини применяли химическое оружие в Ливии и Эфиопии, японская армия распыляла газы в Китае и испытывала их на военнопленных. Не так уж давно Саддам Хусейн применял химическое оружие против курдов, и уж совсем недавно Асад в Сирии. Но самое масштабное использование для химического оружия, увы, придумали нацисты, создав газовые камеры. Уже в 1994 году Аум Синрикё устроила газовую атаку в токийском метро. Кто хочет узнать подробности, почитайте "Подземку" Мураками, который проинтервьюировал жертв. Очень поучительно.
Ужасы химического оружия обсуждались и обсуждались, пока наконец в 1997 году в дополнение к протоколу не была принята международная Конвенция о запрещении химического оружия и даже создана Организация по запрещению химического оружия, которая должна следить за тем, чтобы его не применяли, а имеющиеся запасы уничтожали.
И знаете что? Участниками Конвенции являются 193 страны-члена ООН. И по данным на 2018 год уничтожено 96,62% всех мировых запасов химического оружия. А Россия 27 сентября 2017 года заявила, что все российские запасы уничтожены… Ураааа!
Очевидно, надо предположить, что тот неизвестный газ, которым травили террористов — и заложников — во время "Норд-Оста" еще принадлежал к последним остаткам неуничтоженных российских запасов. А вот тот яд, которым в 2018 году отравили Скрипалей, наверное, взяли из тех 3,38% мировых запасов. В какой-нибудь стране, очевидно одолжили. Или у террористов прикупили.
И тот яд, из-за которого у Навального произошло такое странное нарушение обмена веществ, а рафаэлки, предложенной наглой пропагандистской шавкой, под рукой не оказалось, и поэтому он уже столько времени лежит в коме, — этот яд, наверное, просто где-то на полке завалялся. Из старых запасов. Новичок.
Будьте вы прокляты.
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






