Патриарший экзарх Беларуси митрополит Павел покидает бурную страну и переезжает на Кубань – он возглавил спокойную и богатую Краснодарскую епархию, предыдущий архиерей которой, митрополит Исидор, скончался в этом месяце от коронавируса. Павла до его назначения в Беларусь ничего не связывало с этой страной (ранее он управлял Рязанской епархией), он так и не стал в полной мере своим для белорусского клира и паствы.
А в последние недели Павел не смог удержать церковь от внутреннего размежевания не только на уровне паствы (это было невозможно), но даже епископата. Либеральный гродненский архиепископ Артемий фактически поддержал протестующих, а консервативный новогрудский архиепископ Гурий не благословил (на церковном языке это означает запрет) своим клирикам участвовать в политических акциях. Сам Павел поздравил Лукашенко с победой, затем его пресс-секретарь заявил, что митрополит извинился за поздравления, но быстро выяснилось, что на официальном церковном сайте поздравление осталось – так что оно не отозвано. Затем церковь выступила против участия клириков в политике, то есть оказалась ближе к позиции владыки Гурия. Но для Лукашенко был неприемлемым сам факт колебаний в церкви. В этих условиях Павел покидает страну - его сменил борисовский епископ Вениамин – первый белорус на посту экзарха в независимой Беларуси, и иерарх, лояльный Лукашенко.
На фоне белорусских событий остальные кадровые решения отошли на второй план – а они интересны. Псковский митрополит Тихон восстановил контроль над Сретенским монастырем в Москве – его настоятелем назначен протеже Тихона, иеромонах Иоанн, в нынешнем году вынужденный переехать из Сретенского в Псково-Печерский монастырь. И.о. ректора Сретенской духовной семинарии стал глава Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов – похоже, что это отложенное решение, чтобы не превращать реванш Тихона в полный триумф. А Тихон в очередной раз продемонстрировал свои широкие аппаратные возможности.
Владыка Амвросий, которого тихоновцы подвергали резкой критике за либерализм, ломку традиций, связанных с его предшественником, и даже низкие оценки выпускникам семинарии, освобожден от должностей ректора и наместника и перемещен митрополитом в Тверь. Там он сменит митрополита Савву, которого консервативная часть церкви также обвиняет в либерализме и покровительстве либеральному братству священника Георгия Кочеткова. Теперь Амвросий должен будет выработать отношение церкви к этому братству, а также выстроить отношения с тверским губернатором Игорем Руденей, которые при Савве были сильно испорчены. И, кроме того, решать вопрос о судьбе целой группы консервативных священников, которых Савва этим летом сместил со своих приходов. Савва же перемещен из Твери в трудную Вологодскую митрополию – она дальше от Москвы, чем Тверь и, кроме того, там в нынешнем году был скандал с отстранением от должности череповецкого епископа Флавиана.
Владыка Питирим – пастырь, но не богослов – освобожден от должности ректора Московской духовной академии и отправлен епископом Скопинским, это своего рода ссылка. Вместо него ректором назначен епископ Феодорит – это первый ректор академии РПЦ, окончивший западный вуз (магистратуру Практической школы высших исследований в Париже).
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий назначен на должность генерального директора художественно-производственного предприятия "Софрино" (это немалая часть церковных финансовых ресурсов). А его преемником на посту главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации стал епископ Евгений. В 2003 году он, еще будучи алтарником, участвовал в разгроме выставки "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре - в результате к уголовной ответственности были привлечены не православные активисты, а организаторы выставки.
! Орфография и стилистика автора сохранены