Складывается ощущение, что над планетой проносится гигантский невидимый смерч, переворачивающий с ног на голову сложившийся уклад жизни. Я не только о коронавирусе. Меняется все: законы, нормы, обычаи, смыслы, моды, стереотипы поведения, понятия, язык — все характеристики взаимоотношений человека с окружающим миром и самим собой. Меняются стремительно, и не уверен, что в лучшую сторону.
Если несколько десятилетий назад результирующим итогом всех усилий человечества считался прогресс, то сегодня это понятие используется, в лучшем случае, при репортажах о каких-нибудь дипломатических переговорах: "достигнут прогресс", или о лечении больного.
Какой там общественный прогресс: дай бог не скатиться в новые "темные века", или скатываться туда помедленнее и без запредельных перегрузок.
Но вот, что удивительно: казалось бы, в мире наблюдается абсолютный разнобой: Запад погружается в лево-либеральную анархическую смуту, а Восток (включая Россию) все больше укрепляется в авторитарных и даже тоталитарных своих устоях. Разнонаправленное движение, расходящиеся континенты.
Прощай, глобализация!
Впрочем, я бы не торопился делать столь радикальные выводы.
Смотрите, как дружно весь мир следует рекомендациям ВОЗ: маски, дистанция, карантин…
Даже в мусульманских странах, даже в салафитской Саудовской Аравии. Отменен хадж для иностранцев — неслыханное дело.
Конечно, есть разные модели карантина, но ни одно государство (насколько мне известно), не заявило, что в борьбе с коронавирусом будет полагаться исключительно на пост и молитву.
А модель потребления, разве она не универсальна? Разве общество потребления не стало общепланетарной реальностью? Ну, кроме самых-самых отсталых (простите, альтернативно развитых) уголков планеты. Разве не по всему миру молодежь живет, уткнувшись в гаджеты?
А отношение к насилию? Еще пару веков назад большая часть человечества считало убийство себе подобных не просто делом доблести и геройства, но явлением абсолютно нормальным, частью повседневной жизни.
Да, встречаются еще террористические сообщества, но сегодня это — откровенные девианты.
И не говорите мне, что в путинской России утверждается культ войны.
Этот культ фейковый, игровой, фальшивый. Процент "патриотов", лично готовых убивать и умирать в нашей стране невелик. И так называемая "Русская весна" это доказала. Миллионных очередей в военкоматы не наблюдалось.
Максимум, на что способен среднестатистический "вояка" — намалевать на заднем стекле автомобиля: "Можем повторить", хотя в действительности готов повторить лишь выпивку с закуской и "поговорить", что можем повторить.
Понятно, что воинской доблести нашему народу не занимать — все исторические факты свидетельствуют. Но когда чувствуется фальшь, на энтузиазм рассчитывать не приходится. А фальшь чувствовалась изначально.
Нет, глобализация никуда не исчезла.
Она лишь поменяла окраску с яркой и вызывающей на маскировочную.
Место институтов, отчасти скомпрометированных (вроде Всемирного банка и Международного валютного фонда), занимают интернет платформы, а идею "мирового правительства" с успехом реализуют социальные сети.
Глобализация спускается на низовой уровень, уходит в социальный подлесок, где ее не так просто разглядеть..
Нам не грозит в обозримом будущем единое глобальное государство, но глобальное общество, живущее по универсальным законам, формируется на наших глазах.
Что это за законы? Неформальные, разумеется. Нигде не записанные и никем не утвержденные, но от этого не менее действенные. Закон подражания, закон социальной стратификации, "правило левой руки"…
На последнем стоит остановиться поподробнее, поскольку оно менее очевидно.
Не помню, кто из немецких философов его сформулировал, лень искать.
Но суть его довольно проста: по мере развития человеческого общества происходит самоодомашнивание человека: уровень агрессии понижается, прямое насилие ограничивается, а допустимый его уровень постепенно снижается. Общество начинает осуждать не только неспровоцированное, но и ответное насилие: ударь в ответ, но не в полную силу. Не с правой, а с левой руки.
В конечном счете, возникает культ слабости: слабость лучше, чем сила. Слабый всегда прав.
Слабость становится силой.
Причем это относится не только к физическим параметрам, но и к интеллектуальным, социальным, духовным.
Чем слабее, тем сильнее. Чем меньше, тем больше. Чем ниже, тем выше. Чем хуже, тем лучше.
И вот когда "правилу левой руки" в результате глобализации подчиняется все человечество, когда оно становится безусловным императивом, цивилизация совершает головокружительное сальто-мортале. Направление движения меняется на противоположное, прогресс на регресс, усложнение на упрощение, а глобализация (с которой мы начали разговор), на регионализацию и автаркию.
Глобализация хватает за хвост самое себя и начинает самопожирание.
И вот это историческое сальто-мортале цивилизации, похоже, совершается на наших глазах.
"И вот есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними".
Это может относиться и к отдельным людям, и к социальным слоям, и к целым государствам, с массой сюрпризов и крайне неприятными последствиями для очень и очень многих.
В течение нескольких ближайших десятилетий мир может измениться неузнаваемо.
! Орфография и стилистика автора сохранены