Я заметил, что практически все комментаторы очередных сурковских идеологических откровений оттаптываются исключительно на его "действующей идеологии повседневности". И, кажется, никто не обратил внимания на то, что "путинизм приходит к нам с Запада", хотя и наш, кровный. Приходит "отраженным светом". А теперь вспомните слова Суркова о том, что путинская система – это проект, который может быть востребован остальным миром.
Нечто перекликающееся с этой мыслью я, кстати, читал у Пастухова. Где-то у него было про то, что путинская Россия являет Западу не столько образ его прошлого, сколько образ возможного будущего. С опережением демонстрирует некоторые глобальные мировые тренды. Демонстрирует, к чему они могут привести. То есть, вопреки распространенному мнению о путинском режиме как порождении недоразвитости капитализма и либерально-буржуазной демократии в России, на самом деле он – предупреждение о том, во что современная либеральная демократия может выродиться, если не будет построена дамба от накрывшей Запад правоконсервативной волны.
Ну, а в остальном повторю свою прежнюю позицию в старом споре о том, есть ли у путинского режима идеология. То, что у режима нет своей оригинальной идеологии, не означает, что у него нет чужой идеологии. У любого режима есть идеология. Либо своя, либо чужая. Политическая жизнь общества продолжает структурироваться вокруг трех базовых (корневых) идеологий, оформившихся еще в XVIII веке: консерватизм справа, социализм слева и либерализм между ними. Существует масса их разновидностей и смешений, но корневых идейных направлений как было, так и остается три вышеперечисленных. И я не вижу ни одной причины отказываться от данного способа типологии идейно-политических течений. Точно так же, как прекрасно работает проверенная многими десятилетиями типология политических систем, согласно которой они делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные.
Путинский режим духовно питается от корней западного же радикального консерватизма и традиционализма, который в России XIX века заиграл "отраженным светом" теории официальной народности и прочим леонтьевско-катковско-победоносцевским охранительством. На этой духовной почве в XX веке выросли идеология "консервативной революции" и фашизм. То есть, место путинизма – на крайне правом фланге современной политики.
Главные черты путинской идеологии – пренебрежение правами человека, культ силы, неверие в демократию, которая суть манипуляция. Сурковские рассуждения о "глубинном народе" – это старая концепция авторитарной власти, мистическим образом концентрирующей в себе истинные нужды и чаяния общества (о которых не вполне сознательное общество может не вполне догадываться). Такая идеология была у любой абсолютной монархии.
Если нас действительно ждет "Новое Средневековье", то путинизм – это вполне себе образ нашего будущего. Те же, кого перспектива скатывания в "Новое Средневековье" не устраивает, должны думать о противостоянии путинизму в том числе и на идеологическом уровне.
! Орфография и стилистика автора сохранены