Ответчик - следователь Калаганов - утверждает, что основанием для обыска послужили оперативные данные, а адвокаты "Мемориала" настаивают на нарушении процессуальных норм.
Первое заседание суда по этому дело состоялось 16 января 2009 г. - ранее следователь Калганов дважды не явился в суд.
Из объяснений Калганова стало ясно, что он рассматривал в качестве обоснования для обыска материалы наружного наблюдения за офисом НИЦ "Мемориал". По версии следователя, редактор запрещенной газеты "Новый Петербург" мог укрыть в "Мемориале" документы, связанные с этим изданием.
Сотрудники "Мемориала" дали показания о недопущении адвоката, попытавшегося пройти в офис во время обыска. Калаганов утверждал, что ему не было ничего известно о такой попытке.
Изъятые в ходе обыска материалы - жесткие диски компьютеров, на которых размещены базы данных, посвященные политическим репрессиям советской эпохи, а также другие результаты исследовательской деятельности, до сих пор не вовзращены. Это препятствует работе "Мемориала", отмечается в пресс-релизе.
В декабре в ряде официальных заявлений было сказано, что обыск производился, поскольку у следствия были веские основания полагать, что "Мемориал" связан с финансированием газеты "Новый Петербург". "Мемориал" немедленно опроверг эти утверждения как абсурдные, уточняется в пресс-релизе.
Напомним, обыск в офисе научно-информационного центра "Мемориал" на улице Рубинштейна .в Петербурге был произведен сотрудниками управления СКП России по Петербургу 4 декабря обыск в рамках уголовного дела, возбужденного против газеты "Новый Петербург", которая, по утверждению следствия, летом 2007 года напечатала статью, разжигающую межнациональную вражду .
Между тем директор петербургского отделения правозащитного центра Ирина Флиге заявила, что ничего не знает о газетной публикации, в связи с которой в офисе организации проходил обыск. "Нас ничего не связывает с делом, по которому якобы проводится обыск. Я полагаю, что это все лишь повод, чтобы закрыть нас", сказала Флиге.