За прошедний 2008 год в России было совершено 17 нападений на гражданских активистов, их офисы и имущество. Трое общественных деятелей были убиты. Такие данные приводятся в отчете Межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора", сообщили Собкор®ru аналитики организации 16 января.

Всего "Агора" за 2008 год зарегистрировала 144 сообщения о случаях преследования гражданских активистов и неправительственных организаций в России из 47 регионов.

Из самых резонансных дел отмечается убийство в Ингушетии сотрудником правоохранительных органов владельца оппозиционного интернет-ресурса Ингушетия.Ru Магомеда Евлоева и лидера московских антифашистов Федора Филатова, нападение в Кабардино-Балкарии на лидеров "Совета старейшин балкарского народа" Оюса Гуртуева и Далхата Байдаева, похищение сотрудника правозащитной организации "Машр" Зураба Сычоева и покушение на руководителя этой организации Магомеда Муцольгова. 30 октября в Махачкале был найден мертвым член организации "Матери Дагестана за права человека" Мустапа Абдурахманов. Отмечается, что впервые правозащитного активиста власти официально назвали боевиком, убитым во время перестрелки с милиционерами.

Как позитивное отмечается прекращение уголовных дел в отношении ряда гражданских активистов, проявлявших себя в предвыборный 2007-й год. В частности, сразу после окончания президентской избирательной кампании признаны незаконными и необоснованными уголовные преследования председателя самарской организации "В защиту прав избирателей "Голос" Людмилы Кузьминой, руководителя Фонда "Образованные медиа" Мананы Асламазян, лидера движения "За права человека" Льва Пономарева, председателя Забайкальского правозащитного центра Виталия Черкасова. Прекращены также уголовные дела в отношении сторонников движения "Антифа" Александра Мезенова, Михаила Фокина и Андрея Петрова в Удмуртии.

Новое явление, характерное для некоторых регионов России, - усилившееся жесткое противостояние антифашистских и неонацистских молодежных группировок, сопровождающееся драками и поножовщиной. Складывается ощущение, что правоохранительные органы получили указание разобщать молодежные группировки одновременно и неонацистов, и антифашистов в ряде регионов страны.

Аналитики fссоциации отмечают, что начало 2008 года ознаменовалось продолжением жесткого давления на неправительственные организации России со стороны Росрегистрации, выразившегося в массовых проверках их деятельности, исках о ликвидации, решениях судов о признании живых организаций прекратившими деятельность. Одним из самых ярких фактов оказания давления на НПО в 2008 году стал проведенный в декабре обыск в петербургском отделении "Мемориала".

После июньского заявления Дмитрия Медведева о борьбе с экстремизмом эта деятельность в качестве одного из предлогов для преследования гражданских активистов усилилась. Генпрокурор Юрий Чайка заявил, что в 2008 году прокуроры направили свыше 4,6 тысячи заявлений в суды о ликвидации, запрете деятельности экстремистских объединений и признании информационных материалов экстремистскими. Аналитики Агоры прогнозируют, что в 2009 году эта тема станет одним из основных источников угроз безопасности для неправительственных организаций. Потенциальными угрозами на 2009 год также остаются правительственные поправки в статьи Уголовного кодекса "Государственная измена" и "Шпионаж", включающие в их состав помощь неправительственным организациям.

В 2008 году впервые отмечено официальное участие ФСБ в проводимых Министерством юстиции России проверках некоммерческих организаций. Информация об этом появилась на официальном сайте Управления Минюста по Бурятии, который впоследствии попытался опровергнуть собственную информацию. До этого служба оставляла документальные следы своего участия при проверках органами юстиции Чеченского комитета национального спасения и Владимирской организации беженцев "Содействие".

Новой формой преследования НПО в 2008 году стали проверки Федеральной службы финансового мониторинга и бюджетного надзора организаций, получающих государственное финансирование. Эта деятельность уже приводит к истребованию у организаций части выделенных по линии Общественной палаты России средств и многочисленным штрафам. Например, так вышло с Центром гражданского образования и прав человека в Пермском крае. Общественников обвинили в нецелевом расходовании средств гранта и потребовали вернуть 150 тысяч рублей в казну. Между тем, в прошлом году государство распределило среди российских неправительственных организаций рекордную сумму в 2 миллиарда рублей. Правительство России утвердило новый перечень международных организаций, гранты которых не подлежат налогообложению, снизив их число со 101 до 12. Однако критерии включения в этот перечень опубликованы не были, и с начала 2009 года гранты почти всех международных благотворительных организаций в России облагаются налогом на прибыль.

Агора отмечает, что в России по-прежнему возможна успешная судебная защита неправительственных организаций при условии квалифицированной правовой помощи. В 2008 году смогли добиться признания незаконными претензий государственных органов "Ассоциация в защиту прав избирателей "Голос", Фонд "Голос-Поволжье" в Самаре, Молодежная студия гитарной песни "Великий исток" в Забайкалье, Детский театр балета во Владимире, "Антифашистский союз" в Московской области.

Софья Микитик

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter