— Дмитрий, людям еще памятна кампания 1996 года, когда, как полагают многие, Зюганов, выиграв выборы у Ельцина, не стал бороться за победу. Как утверждают авторы сайта КПРФ.Ru, сегодня Геннадий Зюганов совершенно другой человек, решительный и настроенный на победу. Так ли?
— Я ничего не могу сказать про период десятилетней давности, но во всех кампаниях последнего времени, в которых мне доводилось участвовать, установка на победу всегда присутствовала, несмотря на маленький бюджет и прочие неблагоприятные условия. И, например, на городских выборах в Москве именно благодаря только такой установке на победу удалось-таки пройти в Мосгордуму. Свою роль сыграл и вовремя сделанный в идеологически правильном направлении тактический ход. Когда "Родину" отстранили от выборов за шовинистический телеролик, Иван Мельников выступил на партийном сайте с осуждением подхода "родинцев", напомнил, что КПРФ за интернационализм. Таким образом, партия умело воспользовалась ситуацией для завоевания симпатий электората. Сейчас аналогичный случай, и грех было бы не воспользоваться сложившейся ситуацией — тем более, что для Зюганова, по всей видимости, это последняя президентская кампания.
— Почему же тогда, по-твоему, некоторые Зюганова все-таки считают одиозной личностью и неприемлемой кандидатурой даже для левой оппозиции?
— Политика — искусство возможного, умение балансировать на грани желаемого и реального. Реальность же заключается в том, что в настоящее время Зюганов является самой сильной и объединяющей фигурой в КПРФ, которая сдерживает деструктивную возню между разными секретарями. Так что, на мой взгляд, он является для лево-патриотического электората вполне приемлемым кандидатом. Вполне допускаю, что он более желателен для старшего поколения и менее — для молодого, но, насколько мне известно, к нему положительно относятся молодые союзники КПРФ, даже нацболы, по крайней мере без ненависти. Зюганов — очень умеренный политик, ему несправедливо приписывают крайности. С 1997 года он проводит в КПРФ курс на демократизацию, цитируя того же Сталина: "Если буржуазия выбросила знамя демократии со своего борта, то его надо подобрать". С тех пор лидер партии много сделал для привлечения в нее демократически настроенных людей; был обновлен сайт КПРФ, на нем замелькали молодые лица коммунистов. Поэтому Зюганов в данных обстоятельствах объективно устраивает большинство.
— А какие резоны поддержать Зюганова есть у демократов?
— Демократы должны искупить свою вину за 1993 год, когда они пошли на измену своим принципам в угоду царским амбициям Ельцина, благословляя танки Грачева триколорами. Расстрел парламента положил начало авторитарному режиму. Демократы сами своими руками посеяли плоды тоталитаризма, которые сейчас пожинает общество. Теперь, когда выбор стоит, по сути, между Медведевым и Зюгановым — мыслящие демократы, думаю, будут голосовать за коммуниста. Зюганов не связан с бизнесом, монополиями, правящей кликой. А всевозможные страшилки, типа экспроприации и национализации, которые власть обязательно будет использовать, а также обывательские резоны, вроде бородавки или "преклонного" возраста — это несерьезно. Конечно, многое будет зависеть и от самой КПРФ, насколько умную она поведет тактику и предложит внятную президентскую программу, чтобы пропаганда смогла вытеснить влияние разного рода факторов негенерального характера. Борьба на уровне программ и идей привлечет либерально настроенных людей.
— Насколько сейчас программа КПРФ отвечает запросам демократов и либералов?
— В программе КПРФ нет ни слова о диктатуре пролетариата, то есть она полностью подогнана под современное общество. Зюганов встречается с предпринимателями и всегда заявляет о поддержке отечественного производительного труда, малого бизнеса. Другое дело, что говорится это общо, не слишком внятно и не по конкретным поводам. Вспомним, например, гонения на "Марши несогласных", арест Каспарова — лидеры КПРФ в основном отмолчались, хотя многие коммунисты принимали участие в маршах. Тогда как реакция должна быть молниеносной, ведь речь идет о притеснении гражданского общества, а КПРФ осуждает как безответственный либерализм в экономике, так и тоталитаризм в общественной жизни. Но шансы на сближение позиций не все потеряны, можно еще сделать определенные реверансы в сторону либеральной оппозиции, защищающей демократические свободы. Плохого в этом ничего нет.
— Какие козыри может противопоставить Медведев Зюганову?
— За Медведевым административный ресурс и деньги, а содержание украдено. Преемником он стал как куратор нацпроектов. А сами нацпроекты — это реакция на критику КПРФ, ответ на народный референдум, организованный партией. При том, что на Медведева у КПРФ, которая никогда не скупилась на критику, довольно много компромата. История возвышения питерского чиновника, ставшего хозяином "дворца" площадью 400 квадратных метров с колоннами из горного хрусталя, достойна отдельной книги. Такие "мальчики", как Медведев, переиграли самого богатого человека в стране Ходорковского, который посчитал, что уже "дорос" до того, чтобы стать президентом. Медведев неспроста стал председателем совета директоров "Газпрома" — сначала он был начальником предвыборного штаба Путина. Государственные корпорации превратились в частные, продающие нефть и газ через оффшоры. А как же? Ведь деньги зарабатываются для себя. Таких темных делишек числится за ними много. И эти "дурилки" работают, народ на все это лишь весело ухмыляется. Пока терпения хватает, но всему есть предел. Ухмылка скоро исчезнет, как только жизнь станет "веселее".
— По-твоему, от победы Зюганова на президентских выборах выиграет общество?
— Не только общество, но и сама власть. Не так уж гладко у нее обстоят дела, экономическая ситуация в стране очень шаткая, недалеко до дефолта. Может повториться ситуация 1998 года, когда в трудную минуту положение спасли коммунисты. Это Зюганов привел Примакова в правительство, и за полгода примаковской команде удалось экономику поднять. Кроме того, общество нуждается в дальнейшей социализации бюджета, к чему власть только подошла. Необходимо по-другому выстраивать отношения с госкорпорациями и монополиями, которые на сегодня закрыты от общества и неизвестно, что происходит там с деньгами, да и в целом с бюджетом. Зюганов мог бы пролить на это свет. Человек, не связанный с "Газпромом" и ни с какой другой корпорацией, а представляющий оппозиционную партию, легитимизирует власть. Президент не из кремлевского клана очистит власть от олигархов, а такое намерение декларировал и сам Путин. При этом общая политика на укрепление страны останется прежней, но поменяется "крыша". Вряд ли правящему клану в масть идти до конца, играть в авторитарную власть. Люди не так уж безумно довольны Путиным и его политикой.
— Зюганов как президент смог бы предложить кандидатуру Путина на должность премьера?
— Мне кажется, Зюганов не станет сразу ломать систему. Поднимется слишком большой шум. Сейчас невозможно выдернуть Путина из активной политики, народ привык к его "солнцеликому" образу, люди не хотят его терять. Без него будет тревожно и нашим людям, да и внешним силам. Так что речь идет о компромиссе. Но, возможно, что Путину придется побороться за должность. Можно предложить парламенту и другую альтернативу, например, Касьянова или кого другого, а также попытаться протолкнуть своих кандидатов на государственные посты. В КПРФ есть люди с ясной головой, заслуживающие министерских постов, например, Мельников. Либералы могли бы возглавить государственные СМИ, учреждения культуры и науки, спорта и другие. Эти изменения на пользу всему российскому обществу. Впадать в истерику тем, кто не любит из этой пары ни того ни другого, я бы не советовал.
Вы можете оставить свои комментарии здесь