Работа сотрудников тюрем и изоляторов признана удовлетворительной – это максимальная оценка. Лучшими федеральные инспекторы назвали 16-ю и 18-ю мурманские колонии. В качестве достижений они отметили изменение бытовых условий, в которых находятся заключенные. Г
лавными проблемами по-прежнему остаются невысокая зарплата сотрудников и недостаток служебного жилья. С этими трудностями сейчас сталкиваются все исправительные учреждения России. Многим работникам колоний и изоляторов приходится переезжать из одного региона в другой так и не получив квартиру. Исправительная система России устроена таким образом, чтобы осужденные, по возможности, отбывали наказание недалеко от своего дома. Около 90% заключенных в тюрьмах Кольского полуострова – жители области. Это упрощает общение с родственниками, но не позволяет обеспечить провинившихся работой. Здесь не развиты специфические, "тюремные" производства. Как отметил временно исполняющий обязанности начальника УФСИН России по Мурманской области Виктор Цыганков: "Обеспечить заключенных работой - это проблема всей России. В настоящее время согласована программа с губернатором Мурманской области". Проект этот рассчитан на 10 лет и оценивается в 50 миллионов рублей. Специалисты отмечают, что его реализация улучшит работу исправительных учреждений. Пока же на уровне других регионов Мурманская область входит в число так называемых крепких середняков.
"Самарская область подала пример другим регионам, в вопросе сотрудничества и с властями. Совещание в УР 65/5, в котором принял участие Константин Титов, имело большое значение для финансового обеспечения колоний и решения проблем персонала". Действительно, как и во всей стране у нас наблюдается отток кадров уголовно-исправительной системы: зарплата инспектора, к примеру, составляет в среднем 1000 рублей. Поэтому вопрос о ликвидации льгот военным и компенсация их в денежном эквивалента стоит наиболее остро. Не менее значимым вопросом для исправительной системы России является перегруженность следственных изоляторов. В Самарской области, как считает генерал-майор Угрюмов, эту проблему решит строительство СИЗО N5 в Тольятти.
Не обошла проверка и самих заключенных. Каждый узник имел возможность в конфиденциальной беседе пожаловаться на жизнь. В основном жалоб не было. И в этом, по словам Юрия Угрюмова, заслуга начальника ГУИН Виктора Сазонова, который по-человечески относится к осужденным.
В Улан-Удэ проходит шестой российско-германский семинар "Помилование, исполнение наказаний, ювенальная юстиция". Гости столицы Бурятии встретились с президентом республики, посетили одно из учреждений исполнения наказания.
Цель семинара - знакомство с практикой помилования судебной системы Федеративной республики Германии. Зарубежный опыт должен вывести работу республиканской комиссии по помилованию на более качественный уровень.
Олег Хышектуев, заместитель председателя Правительства Бурятии, Председатель комиссии по правам человека, сказал: "В исполнении наказаний очень много проблем, опыт зарубежных стран покажет, как они справляются с подобными ситуациями". Исправительные системы России и Германии разительно отличаются. По мнению участников семинара, превосходство не всегда в пользу немецкой стороны, но все согласны с тем, что в ФРГ законы намного мягче. Анатолий Приставкин, Советник Президента России, сказал: "Я думаю, что когда Путин переносил вопросы помилования в регионы, он использовал Германский опыт".
Гости считают: принципиальная разница в том, что в России в раннем возрасте за совершение незначительного преступления можно получить очень большой срок. Подростков в Германии наказывают заключением в редких случаях. Давно уже нет строгого режима, и сроки содержания за решеткой стали меньше.
Матис Веккерлинг, директор Германского Фонда международного правового сотрудничества, сказал: "Мы признаем, что в России принимается все больше усилий для того чтобы гумманизировать систему исполнения и наказания. И надеемся, что не смотря на возникающие объективные причины России удастся очень быстро приблизиться к общеевропейским стандартам".
В семинаре также приняли участие представители комиссий по помилованию из Алтая, Тывы, Усть-Ордынского округа, Иркутской, Новосибирской, Свердловской и Мурманской областей. (Ю. Атанов, "Вести-Бурятия")
Колония-поселение в поселке Славинске никак не вписывается в сельский пейзаж. "Осужденные приходят и уходят, а нас приговорили навсегда", - горькая фраза, брошенная на собрании жителей поселка, довольно точно характеризует обстановку в этом населенном пункте.
Вот уже почти десять лет здесь функционирует подразделение областного УИНа, официально именуемое учреждением ОМ 216/12. Дорога от обычного совхоза "Гвардейский" к сельхозпредприятию под крылом Минюста была вымощена благими пожеланиями. Зашатавшийся под ударами реорганизации на рыночный лад совхоз взяли на буксир люди в погонах, сопроводив этот решительный шаг "лапшой" сладких обещаний грядущей счастливой жизни. Чтобы не утомлять читателя длинным рассказом о том, как из большого совхоза сделали "пшик", замечу только, что былое четырехтысячное поголовье крупного рогатого скота сведено к заурядному стаду в пару сотен голов, свиноферма - вообще практически к нулю, некогда приличная техническая база опустошена, лучшие в Гвардейском районе земли с горем пополам дают скудный урожай. Естественно, людям негде работать. Девять из десяти славинцев - безработные, остальные промышляют на жизнь где только можно.
Это, так сказать, фон, на котором текут славинские будни. Поселенцы-осужденные внесли в сельскую жизнь свои порядки. Какие? Один из участников собрания рассказал, как шумная компания гостей (а они бывают здесь постоянно) "разговлялась" шашлычком, разложив костер из штакетника с его забора. Он заикнулся - мол, нехорошо заборы ломать. Гости объяснили: хочешь жить - иди и помалкивай.
Утомленные бездельем поселенцы днем отдыхают, с наступлением темноты - воруют. Обстановка в поселке накалена. А полтора десятка официально зарегистрированных преступлений в прошлом году, увы, не отражают реальной картины.
Славинцы с самого начала были против колонии-поселения. Но их голоса никто не услышал, уверяли, что никаких "зэков" в поселке не будет, но и это оказалось сущей "лапшой" на уши. Местная власть повлиять на обстановку не может - не ее компетенция. Приехавший на собрание консультант аппарата уполномоченного по правам человека в Калининградской области Сергей Яглинский согласился с тем, что обстановка в Славинске тревожная, что элементарные права человека нарушены по многим статьям, что виной всему является колония-поселение. Однако Сергей Иванович заявил, что вопрос о ликвидации колонии-поселения может быть решен лишь на федеральном уровне. А пока предложил решать насущные вопросы сельского бытия, начиная, к примеру, с бани. Этот помывочный объект, кстати, обслуживает только "поселенцев". Что же касается банного права славинцев... Вот и предложил С. Яглинский: "Давайте начнем с бани".
Банный вариант поэтапного решения проблемы славинцев не устраивает ни в коей мере. Они в который раз требуют: "Уберите "зону" из поселка!" И напоминают конституционный тезис о том, что власть через своих представителей во властных структурах осуществляет народ.
После собрания невольно задаешься вопросом: "Можно ли примирить непримиримое?" Рискну предположить, что в свете последних заявлений о гумманизации всей исправительной системы в России требование славинцев в очередной раз повиснет в воздухе. С другой стороны, колония-поселение должна функционировать в определенном порядке. За поддержание этого порядка в строгих рамках закона несет ответственность ее руководство. Следовательно, все, о чем с горечью говорили на собрании жители Славинска, в компетенции областного управления исполнения наказаний и местной власти, которая (опять же по закону) не может и не должна оставаться в стороне от нужд людей, вручивших им властный мандат.