Депутат Государственной думы Олег Шеин – один из авторов поправок к Жилищному кодексу, согласно которым жители имеют право принимать решение о выборе формы управления домом, несут индивидуальную ответственность за оплату коммунальных услуг. В свою очередь, государство обязуется осуществить ремонт старых домов, прежде чем поднимать цены на услуги ЖКХ. В интервью Каспаров.Ru депутат подробнее рассказал о сути "поправок Шеина-Хованской", а также о вероятности их принятия нынешней Думой.

- Поправки были внесены в марте 2005 года, на дворе - февраль 2006, а их даже не выносят на обсуждение парламента и на голосование. Ни один законопроект, внесённый кем-либо из "Родины", КПРФ, либо из числа независимых депутатов, в этой Думе не проходит по определению. Поэтому вероятность прохождения наших поправок - нулевая. Другое дело, что само по себе обсуждение их полезно, так как "Единая Россия" вынуждена под давлением общественности как-то менять ею же самой разработанные законы и правила; есть вероятность, что наши поправки будут приняты в рамках так называемых инициатив "Единой России". Единороссы вынуждены будут с ними согласиться, и включить их каким-то образом в свои законопроекты. Поэтому нам нужны и законодательная инициатива, и дискуссия вокруг всего этого процесса.

- Не могли бы Вы пояснить второй пункт поправок: "индивидуальная ответственность за коммунальные услуги"? Что это?

- Это принципиальная вещь. Дело в том, что с первого января текущего года вступил в силу закон номер 210 "О государственном регулировании тарифов на коммунальные услуги". Согласно этому закону, в случае, если жилые дома находятся под контролем управляющих компаний, либо являются товариществами собственников жилья (ТСЖ), граждане лишены возможности платить напрямую за воду, отопление, газ, электроэнергию и прочее. Они могут это сделать только через посредника, т.е. ТСЖ или управляющую компанию. В этой ситуации отвечает, скажем, перед энергетиками за долги (или их отсутствие), не отдельная квартира, а всё товарищество собственников жилья, либо управляющая компания. Вот, например, управляющая компания: она управляет пятьюдесятью домами, и даже если там честный руководитель, а не мошенник, который с помощью взятки фактически получил монопольный доступ к данному кварталу, в каком положении он будет находиться? Он будет собирать деньги с людей. Заплатят не все, с течением времени, у него возникнут задолженности перед поставщиками услуг, скажем, перед водоканалом - водоканал отключит всех. Не важно, платит человек или не платит, потому что это система коллективной ответственности и круговой поруки. По этой причине принципиальнейшая вещь, с точки зрения изменения реформы жилищного кодекса и сопутствующих законов - восстановление права граждан быть потребителями коммунальных услуг и уход от коллективной ответственности.

- Как вы думаете, может ли реформа ЖКХ спровоцировать такую же волну народного возмущения, как в своё время монетизация?

- Однозначно. Я бы по-другому сказал: у нас никакой реформы нет, у нас есть просто попытка всё продать и всё украсть. И ничего нового с точки зрения изменения системы управления коммунальным комплексом власть за все эти годы не предложила ни разу. Есть, например, проект "Родины" по реформированию системы коммунального комплекса, есть идеи "Яблока", которые неоднократно высказывались и самим Явлинским, и Митрохиным, и Хованской. А идей у "Единой России" нет, кроме одной: всё продать, для того, чтобы потом самим всё купить в этом монополизированном секторе хозяйства. Что касается народного возмущения, то действительно, все эти сумасшедшие платежи являются постоянным катализатором разного рода митингов, акций, выступлений. Но с переходом к управляющим компаниям мы попадаем в следующую ситуацию: даже если человек заплатит кучу денег, ещё не факт, что деньги получат энергетики, службы водопроводов или, допустим, лифтовики. Они могут осесть в карманах частных посредников, а это уже чревато веерными отключеньями всего подряд, в том числе, тепла зимой. Кстати, эта зима - показатель того, что, несмотря на сумасшедшие объёмы федерального бюджета и бешенный стабилизационный фонд, страна к зиме оказалась не готова. Конечно, это формирует протестные настроения.

- А какие-то положительные стороны у всего этого проекта "Реформы ЖКХ" есть?

- Там прошли некоторые наши предложения. На мой взгляд, они хороши. Например, упростилась процедура проведения собраний в товариществах собственников жилья. То есть, раньше очень многие ТСЖ испытывали проблемы, в связи с тем, что на собраниях не было кворума. В итоге, если первое собрание избирало председателя, то он потом был бессменным. В соответствии с новыми поправками, возможна система заочного голосования, при котором кворум будет всегда. Пример второй: по новому жилищному кодексу места общего пользования (подвалы, лестничные клетки, крыши, придомовая территория) являются коллективной собственностью, и не может никакой муниципалитет, даже если этот дом муниципальный, взять и продать их какому-нибудь бизнесмену. С другой стороны, у людей есть какое-то время до первого января 2007 года, чтобы принять решение о самоуправлении и уйти из-под ЖЭКов, из-под управляющих компаний, и деньги, которые собираются с дома, тратить самостоятельно. Поэтому отдельные позитивные моменты есть, но, конечно же, они ничтожны на фоне всего остального.

- Как вы считаете, кто пострадает сильнее: жители регионов или столичные жители?

- Столица не пострадает в силу политических причин. Все революции всегда бывают в столицах. Но ведь понятно, что Киев - это часть Украины, или, например, в Тбилиси и в Кутаиси примерно одинаковый уровень жизнь. А вот Москва - это не России, как гласит известная поговорка.

Во всей стране с первого января 2005 года произошёл переход на стопроцентную оплату за услуги ЖКХ. Москвичи платят за услуги ЖКХ примерно 60% от тарифов, 40% по-прежнему идёт в качестве государственных дотаций. Поэтому, конечно же, в первую очередь пострадают регионы, причем, чем меньше поселение, тем больше у людей будет проблем, потому что там нет выбора, нет альтернативы.

- А эти 40% откуда берутся?

- Из бюджета правительства Москвы.

- То есть правительство Москвы гнет свою линию?

- Оно просто, благодаря огромным ресурсам, имеет возможность покрывать социальные расходы. Бюджет Москвы составляет 400 миллиардов рублей, бюджет Астраханской области составляет 10 миллиардов. Если бы бюджетная обеспеченность была сопоставима у всех регионов, то обеспеченность Москвы была бы в 4 раза меньше. А почему здесь так много денег - тоже понятно, все крупные корпорации платят налоги в столице. Если у Москвы отнять три четверти ее денег - она будет жить так, как живёт страна.

Настя Каримова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter