Накануне мы стали свидетелями двух совпавших, видимо по "недоразумению", событий, которые наглядно продемонстрировали подлинную межведомственную "координацию", осуществляемую Кремлем, его лицемерный характер и практическое воплощение в жизнь оруэлловского тезиса "война — это мир", известное произведение которого оказалось поистине пророческим для путинской России.
Вначале Путин в своем послании чрезвычайному заседанию Лиги Арабских Стран (ЛАГ) в египетском Шарм-Эль-Шейхе фарисейски призвал к использованию мирных средств для разрешения конфликтов в регионе Ближнего Востока, забыв о Сирии, а также о своих вооруженных до зубов "мирных голубях", так называемых ополченцах, терроризирующих украинский Донбасс.
Затем руководитель Федеральной службы РФ по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) А. Фомин, не обращая внимание на "мирную" ближневосточную одиссею своего патрона, торжественно объявил о том, что Багдад вышел в число лидеров по закупкам российских вооружений. Выступая в Совете Федерации, Фомин сообщил: в 2014 году Россия поставила на экспорт оружия на сумму более 15,5 млрд долларов. Из них по линии спецэкспортера российских вооружений "Рособоронэкспорта" — 13,2 млрд долларов. Из его выступления стало известно, что Ирак (с 11%) потеснил Китай (у него 9%) и вышел на второе место после Индии, которая по-прежнему остается лидером по закупкам российского оружия (28%).
Следует отметить тот факт, что Ирак не является новичком в покупках российского вооружения. Эта страна была традиционным "партнером" по ВТС бывшего СССР, когда С. Хусейн оказался одной из жертв советско-американского военно-политического соперничества в регионе. Гегемонистские устремления Хусейна подогревались массированными поставками вооружений из Москвы и спровоцировали его на войну с Ираном и аншлюс Кувейта. Это оказалось началом конца этого обогатившегося на нефти клиента Москвы, возомнившего из себя новоявленного лидера Ближнего Востока. И когда впоследствии Путин назвал американо-английское вторжение в Ирак большой ошибкой, он, естественно, не затронул причин, приведших Хусейна и его страну к такой трагедии.
Поскольку США все еще остаются крупным поставщиком вооружений в Ирак, можно сделать вывод о том, что резкий рост российских продаж может свидетельствовать либо о новой волне российско-американской конкуренции на иракском рынке, либо о желании американцев стабилизировать и уменьшить свои поставки в связи с изменением расстановки политических сил внутри этой страны и улучшением валютно-финансового положения Ирака. Скорее всего, выход Ирака на второе место по импорту российского оружия объясняется не только стремлением иракцев диверсифицировать поставщиков, но и уменьшить зависимость от Вашингтона, который уже давно намекает Багдаду о невозможности практики льготного финансирования своего экспорта вооружений, которая изжила себя в связи с ростом нефтяных доходов Ирака. В подтверждение этого можно сослаться на представителя Госдепартамента Мари Харф, которая заверила, что США не возражают против покупки Ираком оружия у других стран, включая Россию.
Между тем кремлевская пропаганда и "подмахивающие" ей всевозможные военные "эксперты" пытаются убедить общественное мнение в том, что существенный рост военных поставок в Ирак связан с экспансией ИГИЛ и эскалацией обстановки в районе его распространения. Что является не чем иным, как пропагандистской "разводкой", так как именно военно-техническая поддержка Москвой Асада и затягивание в связи с этим сирийского конфликта и породила этого средневекового монстра, вооружённого, кстати, советско-российским оружием.
Трудно сказать, как скажется на эффективности борьбы с помощью российского оружия иракских властей с мракобесами из ИГИЛ. Но не вызывает сомнений то обстоятельство, что дальнейшее накачивание нестабильного Ирака разнообразным вооружением, чего не исключил глава ФСВТС РФ, в будущем чревато серьезными последствиями для этой страны, раздираемой суннитско-шиитскими противоречиями в высших эшелонах власти, дополненных еще и курдским фактором. Центр и автономный Курдистан не могут договориться о принципах эксплуатации нефтяных месторождений и разделе доходов от экспорта нефти, что является самым опасным и наиболее вероятным сценарием раздела Ирака, могущий переброситься на сопредельные страны, населенные курдами. К какому пожару это может привести, представить нетрудно.
Поэтому, когда хозяин Кремля призывает арабские государства к мирному решению конфликтов и проблем в регионе, то кроме как лицемерием и фальшью это назвать нельзя. Саудовский министр иностранных дел С. Аль-Фейсал уже раскритиковал Путина за призыв "бороться мирными средствами, без внешнего вмешательства" при преодолении ближневосточных конфликтов. "Они говорят о трагедиях в Сирии, продолжая поставлять оружие сирийскому режиму, чтобы тот боролся со своим же народом", — заявил министр, заметив, что Путин "говорит о проблемах Ближнего Востока, как будто бы Россия не влияет на них".
Думается, в словах Аль-Фейсала есть и намек к иракским властям не угодить еще раз в кремлевскую ловушку, в которую однажды попал их предшественник, закончивший политическую карьеру на виселице. Остается только добавить, что перед глазами Багдада есть еще живой пример в виде Украины, где путинский призыв к восстановлению "русского мира" сопровождается войной.