16 сентября 2000 года, в субботу, около 22.30 Гонгадзе вышел из квартиры своей заместительницы по "Украинской правде" Алены Притулы на улице Леси Украинки. Георгий спешил домой, так как его жена Мирослава с двумя малолетними детьми вернулась из загорода и не имела ключей от квартиры.
Однако дома Гонгадзе так и не появился. Родственники и друзья обзвонили все киевские больницы, обратились в милицию, но никакой ясности эти поиски не принесли. Спустя пару дней в посольстве Грузии на Украине раздался телефонный звонок, и мужской голос сообщил, что Гонгадзе по-прежнему остается в Киеве.
Таращанское тело
Через два месяца после исчезновения главного редактора в лесу в Таращанском районе недалеко от Киева было найдено тело мужчины, предположительно Гонгадзе. По сообщению коллег Гонгадзе, присутствовавших при опознании трупа, на нем были обнаружены обручальное кольцо и талисман, которые носил журналист.
Заключения экспертизы тела, проведенной главным судебно-медицинским экспертным центром Министерства здравоохранения Украины, обнародовал генеральный прокурор Михаил Потебенько в Верховной Раде Украины. В отчете экспертов говорится:
"Экспертизой установлено, что труп мужского пола в возрасте 30-39 лет, рост 177-184 см. На трупе обнаружены осколочные ранения правового предплечья, правой кисти и правого плечевого сустава, которые появились не раньше чем за несколько месяцев до смерти, но не исключено, что могли появиться за несколько лет до момента наступления смерти и являются характерными для взрывных травм с поражением металлическими осколками.
На последней фаланге мизинца правой кисти обнаружен спиралеобразный перелом без признаков заживления, очевидно перелом посмертный. На основной фаланге левого мизинца со стороны ладони обнаружено срастание неполного перелома или старое повреждение осколочным взрывным устройством с последующим удалением осколка. Установить причину смерти невозможно. Отчленение головы произведено острым предметом типа топора. Экспертное исследование дает возможность предположить, что давность развития процесса разложения тела составляет приблизительно 2-3 месяца".
"Экспертизой костных фрагментов на ДНК, проведенной экспертами Украины и России, установлено, что профиль хромосомной ДНК из предоставленных биологических образцов трупа соответствует профилям ДНК, который может присутствовать у биологического сына Леси Гонгадзе.
Профили контрольных участков ДНК из предоставленных биологических образцов трупа также совпадают с профилями ДНК Леси Гонгадзе и по форме должны присутствовать у ее биологического ребенка. Совокупная оценка экспертиз дает вероятность, что тело принадлежит сыну Леси Гонгадзе - 99,60%".
Примечание к заключениям экспертизы: "В среднем четыре из тысячи случайно отобранных женщин по своим молекулярным генетическим характеристикам могут формально рассматриваться как возможная мать лица, ДНК которого исследовались".
Кассетный скандал
В ноябре 2000 года лидер Соцпартии Украины Александр Мороз обнародовал аудиозаписи, сделанные в кабинете президента Украины Леонида Кучмы офицером охраны Николаем Мельниченко, на которых президент якобы говорит с главой СБУ Леонидом Деркачом и министром внутренних дел Юрием Кравченко о необходимости устранения журналиста. Кучма тогда утверждал, что записи сфабрикованы.
Бывший майор госохраны Украины Николай Мельниченко живет в США, где ему в апреле 2001 года было предоставлено политическое убежище. Он рассказал, что в бытность свою сотрудником спецслужб тайно записывал на аудиопленки разговоры в кабинете президента Украины Леонида Кучмы. На основании этих записей тогдашняя украинская оппозиция, возглавляемая Юлией Тимошенко и лидером социалистов Александром Морозом, обвинила президента Украины в причастности к убийству Георгия Гонгадзе. Записи Мельниченко также стали основанием для Госдепартамента США обвинить Украину ы в возможной причастности к продаже оружия Ираку.
В сентябре 2004 года МВД Украины признало факт уничтожения документов, которые могли бы подтвердить оперативную слежку за журналистом Георгием Гонгадзе перед его исчезновением. Документы были уничтожены в 2001 году, "поскольку истек их срок хранения, а некоторая часть была уничтожена раньше времени", - отметил Корниенко. Таким образом поручение Генпрокуратуры провести соответствующее расследование выполнить не удалось. Сотрудники службы наружного наблюдения утверждали, что слежки за Гонгадзе не было. В этой связи замминистра вынужден был констатировать, что однозначного ответа на данный вопрос нет.
источник: Грани.Ru