Час памяти о жертвах пожара 16 января во Владивостоке собрал не многим более пятидесяти человек. За неделю до этого в местных Интернет-форумах активно обсуждался вопрос о том, как провести митинг в память о погибших в огне. Решено было собраться 11 февраля у здания ПромстройНИИпроект, на верхних этажах которого полыхал пожар, и просто возложить цветы.
Цветы на крыльце этого здания лежат уже почти месяц. Каждый день кто-то приносит новые. Среди гвоздик и роз – чёрные ленточки, листочки с надписями "Простите нас, люди", "Скорбим".
На колонне, поддерживающий злополучный козырёк здания (на него падали из горящих окон девчонки – сотрудницы сбербанка) – чьё-то стихотворение в память о жертвах огня. На центральной двери теперь висит табличка, предупреждающая о десятитысячном штрафе за курение.
Алла, жительница Владивостока, пришла сегодня с алыми гвоздиками. Долго смотрела на окна, которые полыхали месяц назад, потом положила цветы. "Я сама работаю в таком же здании, в одном из корпусов завода "Варяг". Там тоже 9 этажей, тоже много собственников, тоже один выход – через лифт, а пожарные лестницы перекрыты решётками. Если вдруг пожар – мы не выберемся, а власти, похоже, нет никакого дела до этого. Я сама расклеивала листовке у себя на работе, и в соседних домах, чтобы люди пришли сюда, почтили память погибших. Но народу, что-то не очень много собралось, боятся, наверное".
Группа женщин рядом с крыльцом ПромстройНИИпроекта раздаёт листовки. В них – требования головному офису "Сбербанка", в Москве. От банка женщины Владивостока требуют более существенных выплат и компенсаций тем, кто пострадал в пожаре, а также детям, оставшимся сиротами: "Всем, кто пострадал во время пожара. И всем, кто реально хочет им помочь. Мы знаем, что "Сбербанк" поставил вас в унизительное положение, до сих пор не возместив вам материальный и моральный ущерб. Мы видим, что "Сбербанк" добровольно не собирается выдать ни рубля их тех денег, которые должны быть потрачены на ваше лечение и восстановление. Мы знаем, что на те 3 тысячи рублей, которые "Сбербанк", пока на словах, согласен выплачивать детям, оставшимся без матерей, вы не сможете их кормить, одевать и дать образование. "Сбербанк" обязан назначить детям достойные пенсии, выплатить материальную компенсацию, немедленно возместить все материальные затраты пострадавшим во время пожара, предоставить всем пострадавшим отпуск и оплатить санаторно-курортное лечение".
Если же "Сбербанк" откажется выполнить требования, активисты намерены подать заявление в Генеральную прокуратуру.
Милиционеры, наблюдающие за пришедшими на "час памяти", в процесс не вмешиваются. Стражи порядка говорят, что до сих пор тяжело смотреть на это здание, вспоминать, как всё здесь было 16 января. "Мы здесь были в день трагедии, - рассказывает один из милиционеров, - но никаких подробностей. Одно могу сказать: горько, загубили девчонок. И пожарных теперь обвиняют. А нужно, наверное, глубже копать".
- Наша власть, силовые структуры, МЧС показали свою беспомощность после этой трагедии, - говорит Андрей, один из жителей Владивостока, - вряд ли можно надеяться на объективное расследование. Вряд ли кто-то скажет правду, сколько же на самом деле погибло людей, что стало причиной пожара... Люди в этой ситуации сами должны определить для себя, кто должен ответить за всё это. Тот, кто виновен в этой трагедии, кто виновен в самой системе, которая допустила эту трагедию, должны уйти в отставку.
Но в отставку во Владивостоке никто не подал. Ни мэр, ни губернатор. Тех, кого предварительно сочли виноватыми, арестовали. Среди них – пожарный инспектор, который сфальсифицировал акт проверки здания ПромстройНИИпроекта ещё в 2001 году, начальница Приморского отделения "Сбербанка" и ещё несколько человек. По мнению горожан, ответственность понесут "маленькие люди". Те, кто виноват на самом деле, останутся безнаказанными.