Суд Парижа признал виновной лидера французской правонационалистической партии Национальное объединение (НО) Марин Ле Пен. Установлено, что она неправомочно использовала финансовые средства Евросоюза. Приговор: четыре года тюрьмы, из которых два условно. Но главное – пятилетний запрет баллотироваться на выборные посты. Прежде всего – на ближайших президентских выборах 2027 года. В этом, собственно, и заключается смысл процесса.
Обвинение, надо сказать, не особенно впечатляет. Доследовано, что с 2004-го по 2016 год Ле Пен и её партийные подельники нанимали помощников своим депутатам Европарламент. Но помогали эти помощники не столько депутатам в Страсбурге, сколько партийным начальникам в Париже. На их содержание ушли 3 млн евро из фондов ЕС. Так не положено. Мухлёж достоин кары. И суровой. Чтоб другим неповадно. В общем, напоминает крыловскую басню о зверском приговоре смиренному волу: "Смотри, злодей какой! Чужое сено есть!"
Защита Ле Пен, разумеется, подаст апелляцию. Можно предположить, что безрезультатно. Партия имеет резервного кандидата, однако формальный председатель НО Жордан Барделла не обладает популярностью реального лидера. Весь его ресурс – демонстративная близость к Ле Пен. Ещё молодость 29-летнего и этнические корни в Италии и Алжире. Просто пиар-ход: мол, националисты, ничего к "понаехавшим" не имеют, наоборот даже.
Партию Марин Ле Пен назойливо именуют "ультраправой". Характеристика, по традиционным меркам, совершенно неадекватная. Ультраправым был Национальный фронт покойного отца Марин – легендарного Жан-Мари Ле Пена. Нынешнее же НО – довольно унылая организация консервативно-ксенофобского толка (идеологически родственная "Альтернатива для Германии" и то радикальнее). Но именно такая эволюция – приведшая к разрыву отца с дочерью – сделала НО серьёзным претендентом на государственную власть во Франции. Парламентские выборы прошлым летом принесли националистам Ле Пен первое место по поданным голосам. Хотя только третье по мандатам в Национальном собрании.
К выборам-2027 Ле Пен двигалась явным фаворитом. Опросы дают ей около 35% в первом туре. Не факт, что в этот раз "республиканская дисциплина" левых, центристов и "цивилизованных" правых остановила бы её в туре втором. Дважды это удавалось Эмманюэлю Макрону. Но он заканчивает второй президентский срок, и уже не будет баллотироваться.
До последнего времени партию Ле Пен считали угрозой французской демократии. Думается, с самого начала это было некоторым преувеличением. На фундаментальные принципы Великой революции не посягают ныне даже французские монархисты. Теперь угроза видится в обратном. Аналитики-комментаторы встревожены прецедентом – судьи фактически устраняют популярного политика. Обеспокоенность выразил даже премьер-министр Франсуа Байру. Непримиримый политико-идеологический противник Ле Пен.
Похоже, "системные" элиты и впрямь повадились гасить популистов судейскими руками. Ни о какой внесистемности, ни о каком правоэкстремизме в случае НО давно говорить не приходится. Но какая-то неясная опасность оттуда исходит. Проще не рисковать. И вот, сначала Джорджеску в Румынии. Предположим, тут посткоммунистическая окраина Европы. И вообще – бурная Румыния случай особый: "Бухарест – маленький Париж". Но теперь выходит, что и Париж – большой Бухарест? Такие кейсы дают повод трамповской администрации злорадно смеяться над европейцами – за несовершенство старосветской демократии. Что, в конечном счёте, срабатывает на пропаганду путинского Кремля.
В своё время, кстати, Марин Ле Пен считалась флагманом путинферштеерства. Но развязывание полномасштабной войны против Украины вынудило с этим подзавязать. Умеет Путин помочь союзникам, этим тоже славен.
! Орфография и стилистика автора сохранены