В исключительных случаях ее можно будет назначать и без связи преступления с насилием при наличии одного из четырех следующих обстоятельств:
- при отсутствии у подозреваемого или обвиняемого места жительства,
- если его личность не установлена,
- если он нарушил меру пресечения,
- если скрылся от следствия или суда.
Кроме того, заключение под стражу можно будет избирать по делам о преступлениях небольшой тяжести (максимальный срок по которым не превышает трех лет лишения свободы) в исключительных случаях только при наличии третьего или четвертого обстоятельства из вышеперечисленных (до сих пор действовали все четыре обстоятельства).
Особые условия для заключения под стражу по экономическим составам (ч. 1.1 ст. 108 УПК) в законе остались, но претерпели некоторые изменения. ВС предлагал их изъять.
Кроме того, в УПК появилась новая ч. 1.2 ст. 108 — о фигурантах дел о преступлениях средней тяжести в сфере общественной и государственной безопасности, порядка управления и компьютерной информации.
На них оговорка о "применении насилия либо угрозе его применения" распространяться не будет, то есть их по-прежнему можно будет отправлять под стражу.
Кроме того, фигурантов дел о преступлениях небольшой тяжести в исключительных случая можно будет заключать под стражу при наличии любого из четырех, а не из двух перечисленных в ч. 1 ст. 108 УПК исключительных обстоятельств. Таким образом, оказывается, что на подозреваемых и обвиняемых
по статьям о большинстве экстремистских и террористических преступлений средней тяжести гуманизация законодательства не распространится.
Среди соответствующих норм — ч. 1 ст. 205.2 УК о пропаганде и оправдании терроризма, ч. 1 ст. 207.3 УК о фейках об армии, ст. 280 УК о призывах к терроризму, ст. 280.1 УК о повторных призывах к сепаратизму, ч. 1 ст. 280.3 УК о повторной дискредитации армии и чиновников, ч. 1 ст. 280.4 о публичных призывах деятельности против безопасности государства, чч. 1 и 2 ст. 284.1 об осуществлении деятельности нежелательной организации, ст. 284.3 об оказании содействия в уголовном преследовании российских чиновников и военных со стороны международных организаций или иностранных госорганов.
Новая ч. 2.1 этой же статьи запрещает заключать под стражу тех, кто страдает тяжелым заболеванием, которое включено в соответствующий перечень и подтверждено медицинскими документами.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter