В ходе очередного интервью вдруг вспомнил, что я стал эмигрантом ровно 10 лет назад (я не сразу прекратил ездить в Россию, но основное место жительство на Кипре как раз с декабря 2014). И решил поделиться своей рефлексией на данную тему с людьми, оказавшимися в вынужденной эмиграции не столь давно. Возможно, кому-то будет полезно
Разделю свои ощущения на 3 группы:
1. Переживания негативного характера, о потере привычных людей, мест и вещей, упущенных возможностях и прочем подобном с течением времени линейно снижаются. В моем случае начало войны обнулило большую часть из них, т.к. все позитивные воспоминания и нереализованные возможности остались в стране, которая в некотором смысле перестала существовать. Впрочем, я понимаю, что эмигрировавшие недавно пока ощущают это по-другому. Переживания такого рода неизбежны, но тут тенденция очевидная. Со временем будет только легче.
2. Есть целая группа вещей и обстоятельств, отношение к которым у меня изменилось, и я честно не могу понять: оно изменилось потому, что человек ко всему приспосабливается или оно все равно бы изменилось с возрастом. Например, до переезда на Кипр я жил преимущественно в Москве и не мог себе представить существование вне большого города. Дом в пригороде ОК, но пригороде большого города. Я отчетливо помню разговоры, которые у меня случались на этот счет в то время. Мне гораздо проще было представить свой переезд в Лондон, нежели на Кипр. Меня также не особо напрягала пасмурная погода и я не испытывал острого желания переехать из Москвы к морю и солнцу.
Сегодня же я искренне не могу представить как и зачем можно жить в большом городе, да еще и в "этой серой мороси и склизи". Сегодня мне кажется, что ехать куда-либо больше 15 это очень-очень далеко. А ведь раньше ежедневно больше часа в каждую сторону и норм. Попадая в 10 минутную пробку, начинаю сильно раздражаться, а ведь раньше ежедневно часами стоял. Приезжая в Париж или Лондон не могу понять, как тут вообще живут люди. То пасмурно, то холодно, пробки, шум. При этом я искренне не знаю, как бы я думал, если бы продолжал жить в большом городе. Наверно бы удивлялся тому, как эти сумасшедшие живут на окраине цивилизации, где ничего нет.
И это лишь один из подобных примеров, о которых если спросить меня сегодняшнего, то я скажу, что жизнь, которую я веду сейчас, гораздо лучше той, что я вел в России, но если бы о том же самом спросили меня 10-летней давности, то я бы с этим категорически не согласился. Но вы десятилетней давности от вас в прошлом, а в будущем причины изменения вашего отношения к реальности будут не столь важны.
3. В чем я вижу однозначные плюсы, так это прекращение множества процессов, которые в бизнесе назвали бы sunk costs effect, другими словами прекращение инерционных процессов, которые не несут пользы, но расходуют ресурсы. У разных людей они разные, опишу свои
Круг общения. До эмиграции у меня он складывался либо случайно (друзья детства, сослуживцы), либо по принципу "этот человек может быть полезен", и гораздо реже по принципу "с этим человеком просто интересно общаться". Не могу сказать, что этот круг был плох, однако люди по жизни движутся в разные стороны, а интересы иногда меняются быстрее привычек. Если бы со мной не произошло такого радикального изменения как эмиграция, мой круг общения менялся бы довольно медленно. Легко прекратить общаться с неинтересными, с которыми ты общался по собственной инициативе, т.к. считал полезными их. Гораздо сложнее с неинтересными считающими полезным тебя и стремящимися поддержать отношения. Не всегда комфортно резко увеличивать дистанцию, плюс если живешь в одном городе работает фактор "приезжай мы тут собираемся", а у тебя как раз свободный вечер.
Новый круг общения эмигрантской жизни, формировавшийся уже "сегодняшним мной", в подавляющем большинстве сформирован из интересных "сегодняшнему мне" людей, а потому заметно более комфортен. Да на это ушло некоторое время, и через пару лет после отъезда я такого круга общения не имел. Но этот вопрос более чем решаем. При этом эмиграция позволяет оборвать множество пожирающих время бессмысленных взаимодействий и, во многом благодаря этому, обзавестись связями, более соответствующими вашим текущим интересам и душевному состоянию. Предлагаю пребывающим в депрессии эмигрантом рассматривать смену окружения не сквозь призму потерь, а как бонус и возможность.
Аналогично с карьерными устремлениями. Не сложно смоделировать ситуацию, в которой я не был бы вынужден эмигрировать, и продолжал бы предпринимать какие-то попытки продолжить ту карьеру, которой до того занимался в России (политика/госслужба). Особенно, если бы война не началась. Продолжать эти (скорее всего бессмысленные, и приносящие лишь разочарование) действия меня стимулировали бы не только мои прошлые вложения в эту карьеру, но и окружавшая действительность. Люди вокруг, которые обсуждают кого куда назначили и кто сколько заработал. Выставки автомобильного тщеславия перед московскими ресторанами, в которые я привык ходить, и прочее подобное. Все это стимулирует тебя к другим мыслям и устремлением, нежели, когда вокруг все в шлепках и шортах. Даже миллиардеры. И беседуют об истории и литературе чаще, нежели о бизнесе.
Тут можно было бы вспомнить спор Аристотеля и Диогена о круге желаний и круге возможностей. Но эта история она не обязательно про дауншифтинг. Далеко не все стремились делать большую карьеру, однако очень многие занимались не тем, чем нравится. Эмиграция резко снижает издержки смены рода деятельности и других моделей вашего поведения. Я сам к этому не сразу пришел, но из сегодня понимаю, что совершенно напрасно долгое время пытался воспроизводить модели поведения и некоторые конструкции из "прошлой жизни". Найденные в новых обстоятельствах решения с большей вероятностью будут более комфортны. И это тоже надо рассматривать сквозь призму обретенных возможностей, а не понесенных потерь.
Впрочем, тут снова следует сделать отсылку к пункту 2 об изменении субъективного восприятия. Очень сложно отрефлексировать увидел ли ты ранее не замечаемые тобой свойства или просто изменил отношение к объекту:)
! Орфография и стилистика автора сохранены