В комментариях в чате меня спросили, есть ли перспектива у грузинских протестов?

Я думаю, что в том формате, в котором они сегодня идут, никакой внятной перспективы у них нет. Во-первых (и во-вторых - в-третьих), у них нет главного - организующей силы. Сетевые протесты хороши, когда требуется продемонстрировать какую-то позицию, но для получения результата (и тем более его закрепления) без структуры, организующей протест и упорядочивающей получение результата, их недостаточно. Иерархическому управлению очень трудно справиться с сетевыми движениями, но в свою очередь сетевые структуры неспособны победить и заменить собой иерархию.

Тем не менее, шанс есть всегда, особенно, если ему помогут со стороны. Напомню, что киевский майдан на первом этапе выдохся и разошелся, но тут вдруг последовало "звырячче побыття дитей" ("зверское избиение детей") и сразу же после этого в Киев прибыли практически в полном составе украинские националисты-радикалы. Их было немного, но они стали тем кристаллизирующим моментом, вокруг которого очень быстро из маргиналов и городской босоты были сформированы отряды, резко ожесточившие сюжет через прямые столкновения с милицией, а городская интеллигенция и разный "креативный класс" обеспечили массовость. Далее был вопрос техники, как запугать Януковича, который падал в обморок от брошенного яйца.

В Египте точно так же протест на Тахрире выгорел и люди фактически перестали выходить на площадь, всё шло к сворачиванию мероприятия, но абсолютно вне какой-либо логики Мубарак подал в отставку. Что стало целой канистрой керосина, которую плеснули в потухший было костер.

В этом смысле в Грузии у оппозиции сегодня нет ни единого шанса, но он может появиться, если в события будет внесен какой-либо отсутствующий сегодня фактор. Им может быть что угодно, ключевая особенность такого фактора - структурность. Которая может индуцировать себя в зыбучий песок протеста и собрать вокруг себя имеющийся протестный ресурс и потенциал. Тогда - всё может быть.

Таким фактором может стать какой-либо системный игрок - скажем, региональный руководитель, обладающий своей собственной организационной структурой. Министр или крупный промышленник-олигарх. Это может быть, как на Украине, какое-либо структурное радикальное молодежное движение, но с обязательной поддержкой среди власти. Может, что-то еще, не знаю. Я не силен в грузинских раскладах, поэтому могу лишь сказать, как это может выглядеть. Но не что.

Без такого внезапного системного фактора протест скоро выгорит, на чем всё и закончится.

В Грузии появился новый фактор, который может изменить характер противостояния. Президент Грузии заявила, что не сложит с себя полномочия, несмотря на истечение их срока, так как считает парламент нелегитимным.

Пока это лишь заявка, но при известном стечении обстоятельств президент Грузии (хотя и является относительно декоративной фигурой) может стать точкой структуризации протестов и главное - собрать вокруг себя прозападную часть правящей в Грузии элиты, у которой сегодня не так уж и много возможностей для консолидации.

Напомню, что всегда революции делало меньшинство, но активное и деятельное. В этом смысле апелляции к воле народа, отдавшего голоса за правящую сегодня в Грузии партию, может оказаться лишенной смысла.

* * *

Довольно серьезный признак начавшегося раскола в грузинской власти. Начинают подавать в отставку послы и даже замминистра иностранных дел.

По всей видимости, может возникнуть ситуация, близкая к двоевластию, где оппозиция начнет структурироваться вокруг пошедшей ва-банк президента. Вопрос в том, чью сторону примут силовые структуры (либо откажутся выполнять любые распоряжения, что в такой обстановке почти равнозначно).

Тем не менее, пока структурность протеста остается невысокой. Но с тенденцией возможной самоорганизации.

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены