Кремлёвская пропаганда после 20 мая всё активнее навязывает тезис о завершении у Владимира Зеленского срока полномочий президента Украины, о его нелегитимности. Ей вторят немало проукраинских россиян, да и самих украинцев. Ссылаются они при этом на текст одного из абзацев статьи 103 Конституции Украины, но злонамеренно либо невольно искажают его содержание и суть, ведь в нём не говорится ни о предельном сроке пребывания украинского президента в должности, ни о сроке осуществления им своих полномочий.
Дословно тот абзац звучит так: "Президент України обирається громадянами України на основі загального, рівного і прямого виборчого права шляхом таємного голосування строком на п'ять років", или в переводе на русский язык: "Президент Украины избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет".
И закрепление этой нормой конкретного срока всего лишь означает, что украинцы избирают своего президента на пять лет, а не на неделю, год или столетие. Он и должен столько править в условиях мирного времени и без задержки передать свой пост вновь избранному президенту. Однако, согласно статье 19 закона Украины "О правовом режиме военного положения", в период действия такого режима проведение выборов президента Украины запрещается. И важно заметить, что этот запрет был установлен ещё в мае 2015 года, задолго до избрания Зеленского. Значит, когда украинцы голосовали за него, то должны были понимать, что в случае военного положения его полномочия главы государства вполне законно превысят пятилетний срок, и поэтому Владимир Зеленский как президент Украины легитимен и легитимен абсолютно.
А вот кто ныне действительно нелегитимен, так это российский президент Владимир Путин, и даже не только потому, что он остаётся у власти по итогам фальшивых выборов.
Напомню, что 4 июля 2020 года вступили в силу поправки к Конституции РФ, которые затронули в том числе сроки исполнения президентских полномочий. Если прежде часть 3 статьи 81 гласила, что "Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд", то одной из поправок слово "подряд" было исключено. А с таким исключением у Владимира Путина, занимавшего с мая 2018 года президентскую должность уже в четвертый раз, он должен был лишиться своих полномочий в тот же день, если только не притягивать "за уши" принцип отсутствия обратной силы закона. Однако даже такой принцип уж точно никак не мог распространяться на очередную президентскую кампанию в России, состоявшуюся в текущем году. Значит, с прекращением 7 мая 2024 года у Путина полномочий российского президента по его предыдущей каденции их продление на новый для него срок запрещено основным законом России, имеющим прямое действие.
При этом наивно полагать, будто дело как-то меняет вступившая в силу того же 4 июня 2020 года новелла в виде части 3.1 статьи 81 Конституции РФ о фактическом обнулении при подсчёте сроков президентства их предыдущих и текущего на момент вступления в силу указанной поправки сроков, ведь получается, что тогда та новелла установила эксклюзивные права, личные привилегии всего лишь для двух граждан РФ — Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Однако если ограничение на пребывание одного и того же россиянина в должности главы государства в Конституцию введено, то это означает понимание вреда затяжной по времени несменяемости власти.
Между тем, в силу части 2 статьи 6 Конституции РФ, "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". А из статьи 16 следует, что такое равенство прав составляет основу конституционного строя РФ, и никакие другие положения Конституции не могут им противоречить. Что очевидно предполагает наличие при реализации на практике положений части 3.1 статьи 81 признаков антиконституционного переворота, незаконного удержания власти.
Часть 2 статьи 19 и часть 4 статьи 32 Конституции РФ также гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, включая равный доступ граждан России к государственной службе. А вышеназванные нормы о равенстве россиян принадлежат 1-й и 2-й главам Конституции РФ, которые, согласно её статьям 135 и 136, весомее 4-й, "президентской", главы.
И отсюда вытекает безусловный вывод, что положение части 3.1 статьи 81 Конституции РФ ничтожно, применению не подлежит, и если не с 4 июня 2020 года, то уж однозначно — с 7 мая 2024 года Путин полностью утратил свою легитимность, а временно исполняющим обязанности российского президента на основании части 3 статьи 92 Конституции РФ стал действующий на тот момент премьер-министр. Им в 2020 году уже был и в настоящее время является Михаил Мишустин. И, по Конституции, именно он сейчас представляет Россию внутри страны и в международных отношениях, является верховным главнокомандующим ВС РФ. Причём такие полномочия Мишустин вправе осуществлять вплоть до вступления в должность нового президента России, вне зависимости от того, был или будет ли он вместе со всем правительством РФ отправлен в отставку решением нелегитимного диктатора Путина.