Я неоднократно с прискорбием писал о российских деятелях культуры, которые в советское время вели себя прилично, не занимались славословием партии и вождя, некоторые так просто создавали произведения подлинного, порой весьма критического, а не социалистического реализма — а в путинское время скурвились, выстроились в очередь в доверенные лица Путина, одобрили сначала аннексию Крыма с гибридной войной против Украины, а потом и полномасштабное вторжение. Имена, я думаю, называть не надо — у всех они на слуху и на памяти. Именно расчеловечение таких, в прошлом приличных людей более всего огорчило, вызвало досаду за них самих — в отличие от деятелей типа Михалкова, с которыми все давно было ясно, потому что никакой репутации у таких людей никогда не было ("он веру принял бы любую, но только ту, за коей власть" (Е. Евтушенко)).
Тем больше ценишь каждого нескурвившегося, потому что их — наперечет. К таким штучным деятелям культуры, несомненно, относится Алла Пугачева. Хоть кто-то удержался от подлого поведения в подлое путинское время! Мне отрадно, что не разочаровала именно она, единственная, которую я отличал из всего сонма артистов советской эстрады, единственная, кого я мог слушать, единственная, которая не пела "патриотических" песен и была камертоном вкуса на эстраде.
Вот как-то она смогла так себя поставить, чтобы в то насквозь заидеологизированное время на заполненной патриотическими песнями советской эстраде не спеть НИ ОДНОЙ такого рода песни. — Когда вокруг звучало: "И Ленин — такой молодой, и юный Октябрь впереди!", "Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым", "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек" и тому подобная хрень.
Ну вот не было у нее в репертуаре таких песен. — И при такой независимой позиции она умудрялась быть не только самой популярной, но и самой востребованной на советской эстраде певицей. Приходилось, очевидно, партийному начальству, ввиду ее бешеной популярности, мириться с ее вызывающей аполитичностью. А по-другому и быть не могло, когда на ее фоне сам Генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев выглядел мелким политическим деятелем.
Но я выделял ее из всех прочих артистов советского "шоу-бизнеса" не только за независимость позиции, за то, что всячески чуралась соцреализма.
В своей статье о Владимире Высоцком я пытался объяснить, чем он произвел на меня оглоушивающее впечатление, когда мне посчастливилось побывать на его концерте в школьном еще возрасте, когда оценить в полной мере содержание и "оппозиционность" его песен я еще не мог:
"Что же это такое было — ведь фрондерского смысла многих его песен я тогда еще не понимал. Впечатление произвела манера выступления, отсутствие пафоса, раскованность, откровенность со зрителями, то, чего я не привык видеть ни на других концертах, ни тем более на экране телевизора. Мужественность — вместо сюсюканья со зрителем. Разговор с публикой на равных, а не как с дебилами, до которых снизошел великий артист. Сравните, например, с манерой и особенно слащавой будкой Льва Лещенко, Софией Ротару — "ты, я, он, она — вместе целая страна!" — и вам сразу станет понятно, о чем я. Очевидно, именно это — его непохожесть на то, к чему мы так привыкли в коммунистической стране, — и впечатлила более всего".
При всей, конечно, разности Высоцкого и Пугачевой, об Алле Борисовне можно сказать примерно то же самое. Подкупала естественная и раскованная манера поведения на сцене — тем более на контрасте с другими исполнителями. Типа будки того же Лещенко — символа пошлости советской эстрады.
Путин, как известно, очень ценит поддержку его и его политики культурными работниками. Чем популярнее творческая личность — тем более ему льстит поддержка такого человека. Представляю, как он уязвлен "предательством" именно Пугачевой — этот крошка Цахес, лилиПутин, выглядящий лилиПутиным не то что на фоне Пугачевой — но даже на фоне Брежнева.
"Властитель слабый и лукавый, // Плешивый щеголь, враг труда, // Нечаянно пригретый славой..." — как гениально два века назад предвосхитил и описал Путина "наше всё".
ЛилиПутин — не то что мелкий, а невидимый даже в микроскоп политический деятель продолжающейся по сей день эпохи Аллы Борисовны Пугачевой.
Женщина, которая не поет Путину.