Вчера в г. Вашингтоне, округ Колумбия, США, произошло небольшое политико-военное землетрясение. Тем не менее сила его оказалась достаточной, чтобы, похоже, похоронить конструкцию стратегии администрации Байдена в отношении военной помощи Украине, столь тщательно выстраивавшуюся ее сотрудниками в течение нескольких последних месяцев.

Вчера Белый дом заявил о выделении нового, 55-го, пакета военной помощи Украине по каналу PDA на сумму в 300 млн.дол. Следует заметить, что это первый первый пакет поставок по этому каналу за два с половиной месяца – с 27 декабря 2023 г. и крупнейший – начиная с 21 сентября 2023 г. В последние три месяца 2023 г. размеры пакетов PDA не превышали 250 млн.дол.: 200, 150, 125, 100, 175, 200, 250 млн.дол. соответственно. В дополнение к пакету PDA вчера Байден впервые также подписал разрешение на выдачу Украине военного кредита на 126 млн.дол.

Что произошло?

Как известно, на протяжении нескольких последних месяцев высокопоставленные сотрудники администрации в режиме нон-стоп настаивали на том, что у Белого дома больше не осталось средств и полномочий на новую военную помощь Украине, что склады армии США катастрофически опустошены, что безопасность страны и готовность американских вооруженных сил оказались под угрозой, что все проблемы может решить лишь направленный в Палату представителей Конгресса билль, реалистичная оценка военной помощи для доставки в Украину в котором не превышает 5 млрд.дол. Сам Байден использовал и свое обращение по поводу второй годовщины широкомасштабной путинской агрессии 23 февраля и свое выступление в Конгрессе 7 марта для предъявления жестких требований избранным представителям американского народа: "Конгресс должен проголосовать билль", "Дайте мне билль".

На все предложения со стороны конгрессменов, экспертов, журналистов, общественности в адрес администрации использовать для срочной помощи Украине иные инструменты, как-то:
- передать по каналу PDA оружие в пределах 4.2 млрд.дол., выделенных Конгрессом, но заблокированных Белым домом;
- направить на закупки вооружения остающиеся у администрации 7.9 млрд.дол. по каналу USAI;
- включить действие канала EDA (передача излишков оружия, не используемого в вооруженных сил США и отправляемого на утилизацию);
- предоставить военные кредиты;
- продлить действие ленд-лиза;
- начать продажи оружия и военной техники;
ответ администрации был одним: НЕТ! НЕЛЬЗЯ!

Воспроизводить еще раз аргументацию, почему "нельзя", – в силу ее очевидной нелепости – сейчас уже бессмысленно. 12 марта вся эта тщательно создававшаяся Белым домом и поддерживавшаяся день и ночь пропагандистскими ресурсами конструкция рухнула. Причем рухнула настолько блистательно, что утомленные постоянной ложью высокопоставленных представителей администрации журналисты ласково поинтересовались у пресс-секретаря Пентагона генерала Райдера: "Не кажется ли вам, что в этом вопросе вы теряете доверие?"

Крушение пирамиды лжи сопровождалась серией удивительных "выбросов" и "толчков".

Еще буквально накануне вчерашней катастрофы, 11 марта, "Политико" опубликовало очередной вброс из байденовской администрации, в соответствии с которым "финансовая дыра" для пополнения военных запасов армии США якобы достигла 10 млрд.дол. (на самом деле, поставки военной помощи Украине оказались не больше объемов пополнения запасов, а меньше, причем на 6.2 млрд.дол.).

Утром 12 марта ряд солидных СМИ – "Рейтер", "Форбс", "Файненшл Таймс", "Политико" – опубликовали, казалось, обычные утечки от сотрудников Пентагона (одного, двух, четырех – в зависимости от издания), в соответствии с которыми новый пакет помощи должен был составить 400 млн.дол. и включать в себя АТАКАМСы. В течение нескольких часов изумленные читатели могли следить за последовательной корректировкой сообщений, в ходе которой сумма пакета металась как показания кардиограммы у предынфарктного больного – 400 млн., 350 млн., 200 млн., пока, наконец, не застыла на отметке 300 млн.дол., а из самого пакета помощи не исчезло упоминание АТАКАМСов.

В утренних сообщениях информационных агентств отсутствовало какое-либо упоминание источника средств для предоставляемой помощи. Затем появился источник средств, представленный в довольно экзотическом виде как некие "фонды армии США"; как кредиты, "полученные Пентагоном за недавние приобретения"; как возвращение выплаты Пентагону по одному из кредитов. После этого в сообщениях агентств появилось упоминание канала PDA. И, наконец, на закрытом брифинге в Пентагоне была обнародована версия о якобы сбережениях, полученных в результате экономии на производившихся Пентагоном закупках. Мол, при покупке 120 тыс. 25мм снарядов их планировалось покупать по 130 дол. за штуку, а в итоге удалось приобрести за 93 дол.

Хотя сама подобная история в принципе могла иметь место, она не дает удовлетворительных объяснений поставкам военной помощи именно по этому каналу. Более того, она усугубляет и без того неприглядную картину. Во-первых, в ходе упомянутой сделки можно было сэкономить примерно 4.5 млн.дол, но никак не 300. Во-вторых, последняя партия 25мм снарядов была отправлена в Украину еще в апреле 2023 г. Следовательно, такие закупки (если они и осуществлялись) происходили до этой даты, и потому, если какая-либо экономия и могла быть получена, то никакой внезапно обнаруженной новостью она в принципе стать не могла, о ней стало бы известно не в последние несколько дней, а, как минимум, год назад. Наконец, самая главная причина заключается в том, что поставки военной помощи по PDA осуществляются не путем закупок вооружения, а путем отгрузки с военных складов материалов, оцениваемых по балансовой стоимости. Таким образом, процедура переоценки военной помощи по PDA на 6.2 млрд.дол., о которой заместитель пресс-секретаря Пентагона С.Сингх объявляла в июне прошлого года, выглядит хотя и необычной, но все же возможной. А вот получения средств в результате экономии на закупках для поставок по PDA быть просто не могло.

Список несуразностей, предложенных официальными лицами для объяснения "внезапно обнаруженных 300 млн.дол." можно продолжать, но и сказанного достаточно.

Возможно, лишь нерядовым нервным напряжением, вызванным необходимостью столь неуклюже предлагать столь недостоверные объяснения, можно объяснить внезапную неспособность генерала Райдера ответить на трижды повторенный несложный вопрос журналистки Карлы Бабб: "Нельзя ли в рамках имеющихся у Пентагона ресурсов на 4.2 млрд.дол. поставить в Украину оружие и боеприпасы, не используемые в настоящее время в вооруженных силах США, запасы которых не предполагаются к замещению и пополнению?"

Что же произошло?

Судя по потоку несовпадающей и противоречивой информации, судорожно выплескивавшейся в течение вчерашнего дня, окончательное решение о предоставлении помощи было принято в последний момент.

Судя по последовательности брифингов в Пентагоне и Белом доме, по постоянно менявшимся величинам пакета и его наполнении, борьба шла до самого последнего момента.

Поскольку утечки информации о 400-миллионном пакете с АТАКАМСами шли с ссылками на сотрудников минобороны, можно предположить, что именно Пентагон выступал за более крупный пакет помощи с включением в него дальнобойных ракет. Окончательная версия более скромного пакета без ракет, скорее всего, является результатом окончательного решения Салливана.

Сам же факт внезапного выделения пакета помощи Украине – в нарушение проводившейся до этого стратегии байденовской администрации – свидетельствует о каких-то важных событиях, заставивших Белый дом пойти на довольно унизительный для себя отказ от проводившейся им в течение двух с половиной месяцев политики циничного шантажа одновременно Украины и Конгресса США.

Возможно, в какой-то степени повторились события февраля-апреля 2022 года, когда вместо ожидавшегося в Вашингтоне и Москве краха украинской государственности Украина выстояла, а лидером коалиции ее сторонников стала Великобритания во главе с Борисом Джонсоном. Тогда после двухмесячной предельно сдержанной позиции администрация Байдена энергично оттеснила британцев, подменив Лондонскую конференцию доноров на Рамштайн, сопроводив свои действия ежедневной мантрой пресс-секретаря Белого дома о том, что "лидером свободного мира является не кто-либо, а именно Байден".

Два года спустя история в основных чертах, похоже, повторяется вновь. Двух-с-половиной-месячная блокада Украины с одновременным натиском российских войск на фронте не дали желаемых результатов. В условиях болезненного поражения на фронте, тяжелейшего снарядного голода, массированной иезуитской пропаганды Украина смогла выстоять, стабилизировать линию фронта и даже перейти в тактические, но весьма болезненные для противника контрнаступления. При этом даже в такой тяжелой ситуации Украину не смогли вынудить пойти на переговоры с агрессором, на что в условиях катастрофической ситуации с боеприпасами, очевидно, делалась ставка как в Вашингтоне, так и в Москве.

Следует заметить, что впервые за два года войны, через полтора месяца с начала блокады администрацией Байдена поставок военной помощи Украине, Путин прямо заявил о проводимых им с Белым домом переговорах о прекращении военной помощи Украине:
"А что решать-то? Всё очень просто. У нас, повторяю, есть контакты по линии различных ведомств. Я Вам скажу, что мы говорим на этот счёт, и что мы доводим до руководства США: если вы действительно хотите прекратить боевые действия, вам нужно прекратить поставки вооружения – всё закончится в течение нескольких недель, вот и всё, и тогда можно договариваться о каких-то условиях, перед тем как вы это сделаете – прекратите".

Однако прекращение военной помощи со стороны США, какое требовал Путин и какое (в течение двух с половиной месяцев) осуществлял Байден, не привело к желаемой цели. Украина выстояла и не сдалась.

Другим элементом байденовской политики стал де-факто паралич в деятельности т.н. "коалиции Рамштайн", формирование и успех чешской коалиции по приобретению и поставке крупной партии боеприпасов в Украину. Иными словами, начала интенсивно формироваться коалиция европейских партнеров Украины по оказанию ей военной помощи фактически без участия США. Еще одним чувствительным шагом Европы стало объявление Евросоюзом о предоставлении крупного пакета военной помощи Украине на 5 млрд.дол. Нетрудно увидеть в резко активизирующейся военной деятельности Европы ее реакцию на прозвучавший из далекой Южной Каролины намек Трампа на то, какой может быть политика его администрации в случае его избрания президентом США.

В результате всех этих событий перед администрацией Байдена замаячил риск оказаться, как минимум, в информационных аутсайдерах тогда, когда капризная военная фортуна, возможно, совершила свой очередной поворот, а предвыборная кампания в США вышла на новый уровень.

Возможно, ответом именно на эти события и стало вчерашнее политико-военное землетрясение, приведшее администрацию Байдена к отказу (возможно, временному) от своей изоляционистской политики, скоропостижному провозглашению скромного пакета военной помощи Украине и решению о предоставлении ей небольшого военного кредита.

Андрей Илларионов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены