Ватиканская дикастерия доктрины веры выпустила декларацию по доктринальным вопросам под названием Fiducia Supplicans, одобренную папой Римским Франциском. В ней католическим священникам разрешили благословлять пары, "не соответствующие нормам", в том числе однополые.

Это уже второй документ по вопросам ЛГБТ, обнародованный дикастерией за последние два месяца. Первый был выпущен в ноябре – он разрешил представителям сексуальных меньшинств принимать крещение, а также быть крестными родителями и свидетелями на свадьбе в церкви.

Дикастерия доктрины веры – это отдаленная преемница инквизиции. До 2022 года она называлась конгрегацией, но в ходе реформы курии папа Франциск упразднил конгрегации, и теперь эта структура переименована в дикастерию; от слова "суд" - хотя в реальности дикастерии больше похожи на министерства, чем на судебные органы. Но названия в церковной сфере нередко связаны с традициями. Однако терминологический консерватизм не исключает сущностного либерализма – что произошло и в данном случае.

Даже после Второго Ватиканского собора "инквизиторами" становились консервативные священнослужители – можно вспомнить многолетнего главу конгрегации кардинала Йозефа Ратцингера, будущего папу Бенедикта XVI. Когда Ратцингер стал папой, вероучением в Ватикане занимались также консерваторы – вначале американский кардинал Уильям Левада, а затем немец Герхард Мюллер. Именно в это время конгрегация заинтересовалась недостаточно ортодоксальными, по ее мнению, взглядами аргентинского богослова Виктора Мануэля Фернандеса, которого кардинал Хорхе Марио Бергольо продвигал на пост ректора Папского католического университета Аргентины. Но Бергольо своего протеже отстоял и назначение состоялось. Когда кардинал Бергольо стал папой, Фернандес был возведен в сан архиепископа, в 2018 году назначен на одну из ключевых аргентинских кафедр (Ла-Платы).

1 июля 2023 года архиепископ Фернандес возглавил дикастерию доктрины веры, а уже 30 сентября папа Франциск возвел его в сан кардинала. Так что хранителем ортодоксии стал богослов, не так давно заподозренный в неортодоксальности.

Подход папы Франциска и кардинала Фернандеса к вопросам, вызывающим острые дискуссии в католическом мире (а это не только участие ЛГБТ в церковной жизни, но и разводы и аборты), сводится к двум положениям.

Первое – существующие в течение многих столетий нормы официально менять нельзя во избежание раскола. Причем их волнуют не небольшие группы традиционалистов в Европе и Америке, которые изначально не ожидали ничего хорошего от назначения Фернандеса, а многочисленные консервативные африканские верующие, не интересующиеся кадровой политикой Ватикана, но твердо знающие, что брак – это союз мужчины и женщины. Поэтому никаких однополых браков церковь венчать не будет.

Второе – радикальному пересмотру подлежит пастырская практика, то есть раздвигаются границы дозволенного. Священник может (но не обязан) дать благословение однополым парам. При этом оно не может быть дано в ходе литургии, но сакральный элемент все равно присутствует – в виде краткой молитвы с просьбой к Богу даровать просящим мир, здоровье, взаимопомощь и силу духа, чтобы исполнять волю Господа. На самом деле многим современным людям, которые совсем не интересуются догматикой и очень мало – обрядами, больше и не нужно. Для них главное – что церковь их не отвергает, позволяя им участвовать в своей жизни.

Видимо, в обозримом будущем так и будет. Новый консервативный Пий XIII из фильма "Молодой папа" сейчас маловероятен, так как папа Франциск назначил кардиналами множество своих сторонников. А в дальней перспективе практика – если она укоренится и станет привычной – может повлиять и на каноническое право (в том числе если изменятся настроения в Африке). И положения, ныне допускаемые по снисхождению, через несколько поколений могут стать нормой.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены