27 августа я рассказал о протестах общественности, о петиции против намеченных с 15 сентября в Берлинской государственной опере (Staatsoper Unter den Linden) четырех представлений спектакля "Макбет" с участием Анны Нетребко. К концу августа петиция собрала 28 тысяч голосов (включая мой).
1 сентября опубликован официальный ответ на петицию "лица, принимающего решения" ("Entscheidungsträger-Antwort") директора Берлинской государственной оперы Маттиаса Шульца (Matthias Schulz).
Привожу текст в переводе на русский.
"1. Sep. 2023 — Государственная опера Унтер ден Линден самым решительным образом осудила агрессивную войну России против Украины, нарушившую международное право. Эта война направлена не только против одной страны, но и против всей культуры мирного сосуществования во всем мире. Государственная опера Унтер ден Линден однозначно позиционирует себя с начала войны 24 февраля 2022 года и выразила полную солидарность с Украиной, например, через концерт мира в Государственной опере Унтер ден Линден в пользу гуманитарной помощи для украинцев в марте. 6 декабря 2022 года — через немецкую премьеру документального фильма "Ой, сестра!", в присутствии украинской правозащитницы Александры Матвейщук и Посла Украины, в декабре 2022 года — через визуализацию нашей солидарности с цветами Украины и другие признаки.
Руководство Государственной оперы Унтер-ден-Линден с начала войны вело весьма разноплановые дискуссии с Анной Нетребко. В начале марта 2022 года с Анной Нетребко была достигнута обоюдная договоренность о том, что она не будет участвовать в новой постановке "Турандот" в июне 2022 года, а также были проверены все будущие обязательства. Без четкой позиции художника дальнейшее сотрудничество с ним Государственной оперы Унтер ден Линден не могло быть устойчивым.
30 марта 2022 года Анна Нетребко публично очень четко, насколько это возможно, сформулировала свою позицию и дистанцировалась от руководства России, о чем мы здесь напоминаем и цитируем:
"Я решительно осуждаю войну против Украины, и мои мысли с жертвами этой войны и их семьями. Моя позиция ясна. Я не являюсь членом какой-либо политической партии и не связана с каким-либо лидером России. Я осознаю и сожалею, что некоторые из моих действий или заявлений в прошлом могли быть истолкованы неверно. На самом деле я встречалась с президентом Путиным всего несколько раз в своей жизни, особенно на церемониях награждения за мое искусство или на церемониях открытия Олимпийских игр. Никакой финансовой поддержки со стороны российского правительства я никогда не получала и живу в Австрии, где также являюсь налоговым резидентом. Я люблю свою родину Россию и стремлюсь к миру и единству только через свое искусство. После объявленного перерыва я возобновлю свои оперные и концертные выступления в конце мая, первоначально в Европе".
Поскольку мы ценим творческую личность Анну Нетребко, которая, несомненно, является одним из величайших голосов современности, и нас связывают с ней давние партнерские отношения, мы заявили, что будем искать с ней диалога. Это произошло между художественным руководителем, артисткой и ее руководством. Здесь важно применять дифференцированный подход и различать события до и после начала войны. Анна Нетребко заняла четкую позицию и дистанцировалась от российского правительства, как своим заявлением, так и действиями после начала войны.
С тех пор она не принимала никаких обязательств в России, и ее руководство подтвердило нам, что планов по выступлениям в России по-прежнему нет. Утверждения о том, что она поддерживала Путина, были опровергнуты и впоследствии их пришлось корректировать, в том числе в сообщениях СМИ. В этих обстоятельствах мы считаем, что этому артисту следует дать шанс, а не прятать его от публики. Для нас чрезвычайно важна полная солидарность с Украиной, с одной стороны, и ответственное отношение к нашим артистам, с другой. Анна Нетребко знает нашу явно проукраинскую позицию. Как и другие спектакли, зрительный зал "Макбета" Верди при входе будет освещен цветами Украины. Как оперный театр, мы прилагаем все усилия, чтобы вступить в диалог, объединить людей в музыкальном опыте, а не настроить их друг против друга. Наша солидарность и наше сочувствие безоговорочно направлены ко всем тем, кто пострадал от этой катастрофы в это время".
Ничего неожиданного. Стандартный ответ представителя организации, которой не хочется терять прибыль. Только и всего. Банально до примитивности. Или — примитивно до банальности.
Сначала дежурный реверанс в сторону общественного настроения и людей, подписавших петицию — "Мы решительно осуждаем агрессию и поддерживаем Украину" — а затем отбеливание пособницы агрессии: она, мол, сразу после начала агрессии решительно осудила и отмежевалась:
"Здесь важно применять дифференцированный подход и различать события до и после начала войны. Анна Нетребко заняла четкую позицию и дистанцировалась от российского правительства как своим заявлением, так и действиями после начала войны".
После начала войны — это замечательно! — Только хочется напомнить г-ну Шульцу, что война вообще-то началась не в феврале 2022 года — а в феврале 2014-го, на восемь лет раньше! И все эти восемь лет г-жа Нетребко ни слова не промолвила против этой войны и ни от кого не дистанцировалась. — Наоборот, она финансировала лугандонских бандитов. Миллион, разумеется, она дала им исключительно на благотворительные цели: на восстановление Донецкого оперного театра (который, кстати, они же и разрушили). — Всплакнуть не хочется в умилении от такой благотворительности? — Помнится, Остап Бендер собирал взносы среди старгородских заговорщиков исключительно в помощь детям, только детям и никому больше.
Получение государственных наград из рук государственного террориста, развязавшего войну против Украины, — это не безобидная фотосессия с нашалившим знакомым пареньком. Как и празднование 50-летия оперной дивы в Кремле, на восьмом году войны!
А фотка Анны Нетребко в майке с надписью "На Берлин!", да еще и украшенная "георгиевской" ленточкой, — тоже всего лишь невинная фотка?! Не свидетельствует ли эта фотография о подлинной позиции примадонны, когда она не отягощена страхами попасть под санкции, лишиться гастролей по европам и, как следствие, своих доходов? Может быть, не следует господам из Берлинской оперы помогать Анне Нетребко в ее рейде "На Берлин!"?
Так что, если называть вещи своими именами, грош цена переобуванию Нетребко сразу после начала широкомасштабного вторжения России.
Примадонна Путина — вот ее истинная роль, которую она играет.
И грош цена вашим, г-н Шульц, словам о поддержке Украины. Потому что тот, кто искренне поддерживает Украину и сочувствует жертвам этой преступной войны, не предоставляет сцену тому, кто восемь лет подлой гибридной агрессии России против Украины не просто поддерживал агрессора на словах — но и финансировал лугандонскую террористическую группировку.
Потому что "Для нас чрезвычайно важна полная солидарность с Украиной, с одной стороны, и ответственное отношение к нашим артистам, с другой" — это, извините, шизофрения, если этот артист финансировал террористов. Что, кстати, является уголовно наказуемым преступлением и по немецким законам.
"...вступить в диалог, объединить людей в музыкальном опыте, а не настроить их друг против друга". — Вступить в диалог — агрессору с жертвой агрессии? Объединить людей — агрессора с жертвой агрессии? — господин Шульц, вы хоть немного анализируйте то, что говорите!
Если тот, кто финансировал бандита, совершившего на эти деньги несколько убийств, потом отмежевался от него — разве это освобождает его от ответственности за финансирование преступника?
Предоставление сцены Берлинской государственной (!) оперы спонсорше лугандоских террористов Анне Нетребко, да еще под аккомпанемент словоблудия о поддержке Украины, — глумление над памятью всех убитых и замученных русскими фашистами. Отказавшись отменить ее участие в опере "Макбет", администрация Berliner Lindenoper тем самым и себя зачислила в пособники агрессора. Косвенно записав в пособники и государство ФРГ, потому что опера — ГОСУДАРСТВЕННАЯ.
С чем я господина Шульца и тех, кого он представляет, и поздравляю.
Позиция, проявленная в этой истории администрацией Берлинской оперы, тем более позорна, что "братская" Баварская государственная опера прекратила сотрудничество с Анной Нетребко еще 1 марта 2022 года, сразу после вторжения, а нью-йоркская Metropolitan Opera разорвала с ней все отношения на два дня позже — несмотря на все финансовые издержки этих решений.
Не поверили в искренность прозвучавших после 24.02.2022 заверений Нетребко, что она осуждает и отмежевалась.