В моем детстве и юности нам столько объясняли про народы Азии и Африки, стонущие под гнетом империалистов, что хотелось думать, - всё это не так. Вот в ЮАР какой-то загадочный апартеид - не очень понятно, что это, потому что эту далекую страну разоблачали как-то меньше, чем, скажем, США. Но все равно время от времени сообщали, что там творится что-то очень-очень нехорошее.Отсюда как-то сам собой делался вывод о том, что на самом-то деле там очень даже неплохо.
Вон там сколько полезных ископаемых! А алмазы одни чего стоят? Это как-то еще соединялось в голове с историями о благородных бурах, смело противостоявших в начале ХХ века англичанам, с романом Буссенара “Капитан Сорви-Голова”. В общем, можно было предположить, что у храбрых и независимых буров не такое уж плохое государство.
И там действительно жить было очень даже неплохо. Если, конечно, ты не был индийцем, и тебя, как Ганди, не выкидывали из поезда, где ты имел нахальство сесть в вагон первого класса. И уж тем более, если ты не был чернокожим. И тогда любой - абсолютно любой - белый - мог просто так приказать тебе сбегать и выполнить какое-то его поручение. А по стране - вообще-то, по своей стране - ты мог передвигаться только, если у тебя были пропуска - дававшие право приехать в город, или ночевать там, или работать. Работать, естественно, за гроши.
И, кстати, чем большую власть возвращали себе те самые благородные буры, за которых так “болел” весь мир во время англо-бурской войны, тем более ужасающими становились порядки в стране, тем более организованно и продуманно выстраивалась система апартеида, тем больше теснили тех, кто пытался хоть как-то добиться для себя человеческого существования.
Нельсон Мандела был представителем, пусть одной из младших ветвей, но все-таки королевской семьи народа хоса. При этом в детстве у него не было обуви, он далеко не сразу узнал, как надевают брюки, а одна из молодых родственниц, жаждавшая его опозорить перед девушкой, которая ему нравилась, с ехидством отмечала, что он совсем не знает, как есть ножом и вилкой, потому что привык есть руками.
Читаешь автобиографию Манделы и понимаешь, что жизнь тысяч и тысяч людей складывалась из постоянных, ежедневных унижений, ко многим из которых они вполне притерпелись и начали даже воспринимать как должное. И с удивлением видишь, как среди этих униженных, ограбленных, поставленных на колени людей, которых и людьми-то не считали, оказываются те, кто сумел выучиться и начал создавать школы для других, кто получил адвокатское звание и начал помогать тем, кто не мог за себя постоять, те, кто начали заниматься бизнесом, несмотря на все бесконечные преграды, поставленные на их пути.
Первая часть лекции о Нельсоне Манделе - это история о том, как посреди полного угнетения, нищеты и унижений появляются люди, которые начинают бороться за свои права. Как те, кого считают от природы тупыми, ленивыми, предназначенными для вечного рабства, вдруг оказываются способными читать книги, формировать политические взгляды, - и отстаивать собственное достоинство.
История Манделы невероятно трагична, но при этом она очень обнадеживает. Это история о том, что всегда, в любых условиях можно помнить, что ты человек и бороться за свободу.
О Нельсоне Манделе в новом выпуске "Уроков истории с Тамарой Эйдельман".
ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






