Мальчики и девочки, усаживайтесь поудобнее, доставайте ваши моральные камертоны, сейчас мы будем их настраивать.
Самое страшное, что может случиться – это война. Её нужно пытаться предотвратить (не отсрочить, а предотвратить – это важная поправка), потому что жизнь человеческая, труд человеческий, культура, живая природа – всё становится жертвой войны. Человеческая жизнь, как мы знаем – священна, а война отнимает их тысячами.
Для Z-публики, читающей мой канал, сразу поясню: нет, дорогие мои фашисты, предотвращать войну войной – это чисто гитлеровская тема, нормальные люди так не делают.
С неприемлемостью войны и ценностью человеческой жизни разобрались.
Но случилось страшное. Война была начата. Людьми без моральных представлений, без какого-либо понимания ценности человеческой жизни – так бывает.
Война идёт. И как бы это ни было печально, она диктует свои правила и законы. А законы у войны такие.
1. Оккупационные войска, войска страны-агрессора ВСЕГДА совершают военные преступления. Не существовало в истории войн ситуации, когда оккупационные войска не убивали мирное население, не насиловали женщин, детей, стариков, не пытали, не грабили, не набирали полные сумки трофеев. Это – необходимая часть динамики поведения приматов еще со времен родоплеменных войн.
2. Война – это экстренная ситуация. Схожая с ситуацией природной катастрофы или эпидемии в том плане, что ценность человеческих жизней начинает иметь градацию, приоритет. При переполненных больницах в приемных отделениях есть распределение, кого спасать первым. В одних случаях первыми будут спасать детей, потом – молодых людей, потом – стариков. С учетом перспективы выживаемости. Так вот, на войне происходит очень похожий процесс.
3. С учетом вышеописанного, ценность жизни оккупанта на войне – минимальна. Ни о каких “все жизни одинаково ценны” на войне речь не идёт, потому что п.1 – оккупанты ВСЕГДА представляют угрозу жизни населения оккупируемых территорий, пока не сложат оружие и не сдадутся в плен, и п.2 – жизни населения оккупируемых территорий (мирных людей, затем – военных, поскольку их призвание – защитить мирных, часто ценой собственных жизней) всегда ценнее жизней оккупантов.
4. В процессе войны жители атакуемой страны теряют близких, теряют дома, теряют ощущение безопасности. Виною этому – агрессор, оккупант. И на него будет направлен праведный гнев. Или на того, кто на него похож. Или на того, кто его поддерживает. И гнев этот будет пропорционален потерям. Это естественно, это нормально, нет ничего более естественного, чем гнев в результате несправедливости и горя. (Потому жителям России стоит молиться, чтобы Украина вернулась к границам 1991 года и на этом остановилась. Но об этом напишу отдельный пост).
Рефлексия о том, почему же-почему бедный Ваня/Тимур/Саша пошел в чужую страну убивать и грабить людей, печальные мысли о том, как он учился в школе и о милых фоточках у его мамы в альбоме – это очень интересное занятие для психологов и социологов, весьма полезное для общества. Этим вопросом АБСОЛЮТНО не должны быть озабочены те, кто в данный конкретный момент отстреливается от Вани, Тимура и Саши; близкие тех, кто отстреливается или же сидит в подвале, пережидая. Требовать от этих людей, чтоб они озаботились тяжелой судьбой Вани, Тимура и Саши – это верх цинизма, кощунство, массаракш, назовите, как хотите. Нехорошо, в общем.
! Орфография и стилистика автора сохранены