Окном Овертона откровенно достали. “Берегись, - кричат, - открывается, шухер, свистать всех наверх!!!” Я, конечно, понимаю, что открытие окна - это архетипический ужас для тех, кто боится сквозняков. А потому в окно Овертона может пролезть только трэш и хоррор - педофилия, наркотики, сатанизм, игил и пусси райот и прочее - часто из разряда “вы так говорите, как будто это что-то плохое”. Впрочем, понятно - когда разум спит, в окно лезут слономухи и другие чудовища.
Между тем, по принципу окна Овертона работает вообще все.
Сначала нечто новое появляется с краешку, на полях, совершенно незаметно. Потом его замечает блюститель нравственности, поднимает дикий немузыкальный шум, на который сбегаются другие униженные и оскорбленные, которые устраивают вылезшему из ящика Пандоры ракопауку масштабный черный пиар. Подрывные элементы, маргиналы, девианты и другие застрельщики социокультурных трансформаций, выслушав все эти высокоаффектированные инвективы, ламентации и призывы искоренить, если до этого момента не ведали о существовании ракопаука, немедленно огранизуют подпольные ракопаучьи фермы и развертывают контрпропаганду, вводя ракопауков в моду.
Два основных варианта дальнейшего развития событий - либо партия и правительство официально объявляет ракопауков смертельной угрозой государству и обществу, а ракопаукофилов врагами народа, вынуждая выживших и непокорившихся уйти в подполье, либо ракопаукофилия нормализуется (в результате революции и/или распространения среди политичесской, экономической, культурной и интеллектуальной элиты).
В реальности второго сценария ракопауками закусывают пиво, блокбастер “Spiderlobsterman-5” ставит рекорд по кассовым сборам, сталкеры залезают в ящик Пандоры в надежде на дальнейшие открытия, паутина становится техническим, социологическим, антропологическим и философским термином, имеющим одобрительный оттенок. Наконец, ракопауки признаются разумными существами с высокоразвитой культурой и наделяются гражданскими правами.
Аналогичным образом происходят закрытия окон Овертона, когда общепринятое становится неприемлемым и нетерпимым.
Само по себе открытие или закрытие окна в общем виде не имеет этической маркировки, за исключением тех случаев, когда маркировщик полагает, что реальность не должна меняться в принципе, даже если ее недостатки очевидны ему самому, поскольку он считает, что попытки любых исправлений только ухудшат положение дел.
Практически любая социокультурная трансформация может быть рассмотрена как происходящая в результате открытия или закрытия окна Овертона - запрет марихуаны и ее легализация, распространение табакокурения и его ныне идущее ограничение. Так распространяются ксенофобия и рессентимент, толерантность и инклюзивность.
Те, кто кто кричит об ужасе открытия очередного окна Овертона, сами в то же время отчаянно прорубают другие окна Овертона, пытаясь нормализовать то, что им кажется естественным, полезным, приятным и правильным.
Не уверен, что этот термин пригоден к качественному употреблению, поскольку уж больно широк. Но фобическое отношение к нему как к означающему портал для входа в мир хтонических чудовищ, само по себе дает повод предположить, что сознание сеятеля паники в опасной степени хтонизировано.
Лично я предпочитаю открывать и закрывать окна в зависимости от погоды. В общем, по обстоятельствам.
! Орфография и стилистика автора сохранены