Следует рассказать о "миссии Ивашки Петлина", "запущенной" аж 400 лет назад и, очевидно, окончательно завершающейся лишь сейчас.
В первый раз я прочел об этом в хорошей книге "The Timeline History of Chinа". Пожалуй, это можно перевести как "Краткий справочник по истории Китая" (автор Justin Wintle, издательство Barnes &Noble, 2002).
На с. 239 этой книги, среди других важнейших фактов периода с 1616 по 1623 год, особо отмечено: "В 1618 году прибытие в Пекин Ивашки Петлина ознаменовало первый дипломатический контакт (династии Мин и Китая в целом) с Русским двором Московии (Russian court of Muscovy)". И это все.
Более детально этот визит описан в Википедии. Но эта статья лишь сообщает, что "миссия Петлина была организована Тобольским и Томским воеводами без прямого участия Москвы" и что "отчет Плетнева о результатах миссии очень расплывчат".
На самом деле, по моей оценке, было вот что:
В 1618 году "юная" династия Романовых заключила, после многолетней войны, мир с Польско-Литовским государством — за счет передачи Варшаве "в вечное владение" Смоленска, Чернигова, Новгорода-Северского и много чего еще. Почти одновременно шведы согласились покинуть Новгород, но сохранили за собой все побережье Балтики.
И вместо лечения чудовищных ран Смутного Времени, Романовы (царь Михаил Федорович, его отец патриарх Филарет, Боярская дума) решили поправить дела путем внешней экспансии... на Восток, до Тихого Океана. В результате Ивашко Петлин отправился в Пекин, чтобы разведать, как отнесется Желтый Император к планам Белого Царя.
И он вернулся, скажем, в Томск, с очень радостной информацией:
Императорский двор вконец разложился и коррумпирован, всем заправляют даже не жены, а наложницы императора и "кронпринца", Китай никак не оправится от "победоносной" войны с Японией в Корее 1597–98 годов, маньчжуры (тогда еще "чжуржэни") контролируют почти всю территорию к северу от Великой Стены и подумывают о броске на юг, сам Китай охвачен народными восстаниями... Династия Мин долго не протянет. И на Восточную экспансию русских она никак реагировать не будет.
Белый Царь дал отмашку, и многие тысячи "землепроходимцев" (бандитов, оставшихся не у дел после окончания Смутного Времени) ринулись через Каменный Пояс к Енисею, Лене и Тихому Океану. В 1635 году "казаки и стрельцы" вышли к Охотскому морю, но это был лишь первый этап экспансии. Пекин и пальцем не пошевелил.
В 1644 году крестьянская армия, которой командовал Ли Цзычен (Одноглазый Ли, в прошлом поденный рабочий), вошла в Пекин. Последний император из 275-летней династии Мин приказал убить всех жен и наложниц, а затем повесился на дереве в саду Летнего Дворца Ихэюань (чудесный дворец, могу засвидетельствовать).
Новый император Ли правил только три дня, а затем в Пекин ворвались маньчжурские войска (их пригласили, даже упросили придворные повесившегося императора). Китай на много десятилетий погрузился в хаос. Ну как Романовым было этим не воспользоваться? И конечно воспользовались, чтобы компенсировать потери на Западе приобретениями на Востоке!
В 1646 году "боярский сын" Ерофей Хабаров, с отрядом отборных головорезов, перешел с севера на юг Становой хребет, углубился в нынешнюю Амурскую область и дошел до Реки Черного Дракона (Хэйлунцзян, которая лишь много позже на русских картах стала зваться Амур). Регент Нурхаци (при первом маньчжурском императоре из новой династии Цин) получил ряд известий о появлении на северной границе империи неких "лоча" ("терзающих людей демонов").
Основная часть маньчжурских "ба ци цзюнь" (Восьми-знаменные войска) была "занята" в центральных и южных районах Китая, но несколько отрядов отправились на Север. В результате часть "лоча" бежала за Становой хребет, а часть попала в плен. И вот дурацкий либерализм, совсем не свойственный тогдашним маньчжурам: пленных отпустили!
"Московиты" поняли, что с "местными дурачками" можно не церемониться. Теперь вторжение шло с двух сторон: на юг через Становой хребет и на восток, через Байкал (которое уже тогда именовалась именно Байкал, а вовсе не "Северное море", Бэйхай, как утверждает один из наших авторов).
Вторжение сопровождалось геноцидом местного населения (ну совсем как в Украине!). Буряты по обе стороны Байкала заявляли: "Дани Белому Царю платить не будем; мы уже платим дань Желтому Императору в Пекине". В ответ "московиты" использовали свои традиционные аргументы, главным образом пулю, саблю, петлю и плеть. А также водку.
"The Timeline History of Chinа" возвращается к "русским делам" только в 1683 году (сс. 255–256): "В Маньчжурии русские солдаты и трапперы (стрельцы, казаки, охотники за мехами) начали рейды через Амур (на земли нынешнего Китая к югу от Амура и к востоку от реки Аргунь).
Император Канси (правил примерно с 1680 по 1722 год) приказал отбросить русских. Главный центр русских — Албазин (на реке Аргунь) — был взят маньчжурами и вновь утерян, поскольку подошло большое подкрепление из Нерчинска. Все это приняло пропорции (большой) войны.
В 1689 году при посредничестве иезуитов (имевших миссию в Пекине) русские и маньчжуры заключили Нерчинский мирный договор".
В результате русские войска ушли из нынешней Амурской области, но захватили, после жесточайшей 40-летней войны, часть нынешней Иркутской области, озеро Байкал, а также нынешнюю Бурятию и Читинскую область (Забайкальский край). Можно указать, что эти земли практически не контролировались династией Мин, но к 1650 году находились под твердым контролем маньчжур и союзных им монголов. Предполагалось, что они войдут в состав империи новой династии Цин...
Словом, неплохо попользовалась Московская Русь китайским Смутным Временем. И китайцы этого не забыли.
А затем наступил удивительный 156-летний период мира между Россией и Китаем (не считая мелких неприятностей в нынешнем Восточном Казахстане).
В 1842 году Китай признал свое поражение в длившейся два года "ди и япянь чжаньчжэн" (первой опиумной войне) с Великобританией. И теперь уже "пожилая" династия Романовых в лице Николая Палкина вновь решила "поправить дела" за счет ослабевшего соседа.
В 1845 году из района Нерчинска вниз по Аргуну и Амуру отправилась корабельная экспедиция под командой капитана Невельского. (Спасибо за информацию Борису Акунину с его "Историей Российского Государства.) В результате весь левый берег Амура (нынешние Амурская область, ЕАО и северная часть Хабаровского края) де-факто оказались под российским контролем. Местное население пока не трогали (до некоего момента).
После проигранной Крымской войны 1854–56 годов Петербург воспользовался старым рецептом Московской Руси: компенсируй потери на Западе приобретениями на Востоке! За ослабевший, охваченный восстанием тайпинов Китай заступиться было некому. А тут еще "подвалила удача": Китай проиграл в 1860–61 годах "ди ар япянь чжаньчжэн" (вторую опиумную войну) Великобритании и Франции.
А Россия к 1861 году хапнула дополнительный барыш: получила в результате откровенно бандитских договоров южную часть нынешнего Хабаровского края и весь Приморский край, да и Сахалин в придачу.
Не стану рассказывать, что именно вытворяла Россия в Маньчжурии (нынешний Дунбэй, северо-восток) в 1861–1900 годах. Это многим известно. Но вот малоизвестный факт: в 1901 году, одновременно с "походом восьми держав" (включая Россию) на Пекин, для подавления Восстания Боксеров, царские дальневосточные сатрапы под каким-то предлогом устроили полное уничтожение маньжур и ханьцев (главная национальность Китая), еще проживавших в России: их загнали в Амур и Уссури и там перебили из винтовок и пулеметов. Истинно российский способ решения национальных проблем!
(Мне рассказали об этом, когда я участвовал в конференции "Атур-Хэйлунцзян: перспективы сотрудничества" в середине августа 1993 года. В те дни Благовещенск праздновал "135 лет со дня основания города". На сутки я сумел съездить в Хэйхэ, напротив Благовещенска, и среди прочих дел прочел в харбинской "Хэйлунцзян жибао", ЧТО китайцы думают об этом "празднике".)
Словом, Китаю есть что припомнить России и что потребовать назад. (Окончание следует.)
P. S. Кстати, недавно иркутский губернатор запросил Путина: "Что же, нам теперь учить китайский?" Путин ответил: "Учите китайский язык!"