Разумеется, в заглавии намеренно опущено слово "западном", сразу относящее к великолепному роману Ремарка. Очередная его экранизация получила на недавней номинации "Оскара" статуэтку в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Опередила фильм Ежи Сколимовского с бесподобным осликом, который ни разу не соврал в кадре! Разумеется, с не меньшим мастерством сыграл актерский состав, снял оператор, сознаюсь — искренне болел за "ЕО" ("Иа"). Надеялся, что "На Западном фронте..." Эдварда Бергера получит приз "Лучшего фильма года", а за зарубежный фильм "Оскар" достанется Пану Ежи. Увы, академики решили по-другому. Оставлять без "Оскара" фильм, который многие считают наиболее злободневным, в ситуации развязанной Россией войны на территории Украины и постоянных ядерных угрозах всему остальному цивилизованному человечеству было нельзя. Да это было бы и незаслуженно, после всех наград, которые он уже успел собрать. Фильм польского мэтра остался только с номинацией. В любом случае, как и сам фильм, это можно и нужно считать очередным достижением, успехом знаменитого кинорежиссера Ежи Сколимовского.
Однако вернусь к немецкому фильму "Im Westen nichts Neues", точнее к его обсуждению. Действительно, уже более года длящееся ежедневное кровопролитие на достаточно небольшом участке напоминает происходившее между германскими и французскими войсками под Верденом. В период Великой Войны (так она именуется в Западной историографии) там не осталось даже сантиметра земли, не политого чьей-нибудь кровью. Ежедневные кадры в сегодняшних выпусках новостей своей беспредельной жестокостью с одной стороны и своим героизмом с другой стороны вполне могут соперничать с тем, что удалось режиссеру, оператору, пиротехникам и другим специалистам кино. Но разница существенная! На съемках, на экране ужас войны кинематографический, старающийся досконально воспроизвести современными средствами кино происходившее 100 лет назад — метафора. В новостях не приукрашенные современные картины войны — реальность.
Некоторые утверждают — перемен нет. Война и есть война. Увы, есть! Дело не в естественном в любых окопах и блиндажах военном братстве, как, впрочем, и во вражде, которая тоже случается и обычно заканчивается выстрелом в спину. Братство и вражда политы кровью и густо приправлены лишениями физическими и моральными, без которых на войне не бывает. Это характерно для любой армии. В белых перчатках воевали только в Наполеоновские времена, да и то офицеры, а не солдаты. Набор в армию легких на преступление, людей с большой дороги — это один из законов войны. Просто не всегда это объявлялось официально и делается столь бесстыдно, как сегодня в России. Бертольд Брехт в пьесе "Мамаша Кураж" описывает старые времена, но фраза "Кому война горе, а кому мать родная" — на все времена. Касается это не только политиков, военно-промышленный комплекс, наживающихся на войне, но и простых людей, идущих на войну за легкой наживой, за приключениями, да и просто чтобы вырваться из болота серой беспросветной жизни. Разумеется, есть те, кто идет на войну с идеей, но все равно, любая армия состоит и из тех, и из других. В этом тождественность всех войн. Именно поэтому сравнение фильма и происходящего на полях Украины невольно приходит на ум зрителям и критикам.
Однако есть и страшная разница. С момента Великой Войны непрямые жертвы войны возрастают в разы. Зверства против мирного населения становятся обыденностью и в период Второй мировой войны, которые превышают военные потери всех сторон. Технический прогресс расчеловечивает, хотя виноват не прогресс, а те, кто его применяют совсем не в прогрессивных целях. Об этом говорили и писали А.Д. Сахаров, А. Эйнштейн и еще целый ряд выдающихся ученых. Однако остановить политиков и тем более политиканов даже выдающимся, гениальным единицам не дано. Это может сделать только общество, но общество — слишком часто безмолвствует. Более того, оболваненное и дезинформированное, оно легко поддерживает агрессора. Правда, обычно только пока бомбы и ракеты падают на головы других.
Возможность не думая нажимать кнопки сделала преступление войны не только более массовым по количеству жертв, но и более не травмирующим психику убийцы. Теперь его не рвет при виде первой жертвы, что часто было реальностью, описывалось в книгах, показывалось в фильмах. Теперь он вполне может одновременно играть в тетрис.
Увы, современная война действительно совсем другая, и поэтому ее преступления все более и более страшные и массовые. А значит, ответственность тех, кто развязывает войны, должна возрастать и возрастать, так как любая война, в которой напрямую или косвенно замешаны миллионы граждан, является преступлением против человечества и должна кончаться не примирением с агрессором, а его безоговорочным поражением и судом над военными преступниками и теми, кто способствовал, пропагандировал и прикрывал эти преступления.
Перемены должны наступить...