"На остановке "Сталин" Владимир Путин так толком и не сошёл, даже ценители не клянутся, что точно его там видели — и репрессии у Путина другие, и жесткая рука со слишком выраженным хватательным рефлексом, и друзей каких-то вороватых много вокруг.
Вроде бы и поднял с колен, но новую позу, в которой застыли, — словами не описать; вроде бы армия и флот (до СВО) — но пенсионеры по мусорным бакам просрочку ищут, а школы без тёплых туалетов стоят. Вроде бы — промышленность, но это только если китайский шильдик успеть срезать.
Вроде бы ядерная бомба, но в распоряжении Сталина она была только последние три года, а этот за 23 каши не сварил. Чужие — не в радиоактивном пепле, свои — все ещё в трущобах.
В общем, перекурил некурящий Путин на станции "Сталин" и дальше поехал. Теперь с Гитлером сравнивают. И продолжат. Потому что, как известно, "всерьез ещё ничего не начинали".
Выпьет ли непьющий 70-летний Путин за 70-летнюю память по Сталину? Выпьет — уж слишком удобно за культом личности культ наличности исповедовать".
Максим Мирович:
"5 марта 1953 года. Ровно 70 лет назад сдох сталин — пролежавший почти сутки в луже собственной мочи из-за того, что подчинённые и коллеги боялись к нему приблизиться. Думал ли он в этот момент, что он сам в каком-то смысле стал жертвой той системы, которую сам и построил? Думаю, нет — таким людям не свойственно сожаление и раскаяние.
После смерти сталина в СССР начался пусть и короткий, но период "оттепели" — так всегда бывает после физической смерти тирана, который всех достал. После конца путина (физической смерти либо посадке на пожизненное) мир тоже станет намного чище, лучше и светлее".
Илья Шепелин:
"Сегодня — 70 лет со смерти Сталина
С одной стороны, несколько неприятно от мысли, что психопат, по своей долбанутой прихоти сгубивший миллионы человек (а кого не сгубил — натурально поместил жить в тоталитарную антиутопию), спокойно — насколько это может больной параноик — умер у себя дома, не пошатнувшись на вершине власти. Ну какие после этого могут быть разговоры про карму?
С другой стороны — хоть так, но это кончилось. Уже что-то.
Кстати, В.Путин успел родиться при Сталине и пять месяцев прожить при нем. Вот уж действительно: сталинское наследие, от которого никак не избавишься".
Михаил Крутихин:
"Опять Сталина зачем-то вспоминают. В нашей семье бытовала легенда о том, что маме в роддоме (имени Клары Цеткин) настоятельно рекомендовали назвать меня Иосифом, поскольку я появился на свет в день рождения вождя.
Мама якобы оправдала нежелание следовать этой рекомендации тем, что хочет назвать сына в честь умершего в том году Михаила Ивановича Калинина, тем более что "всероссийский староста" был родом из Тверской губернии, как и она.
Позже мама опровергала эту легенду. По её словам, я получил имя в честь её старшего брата — моего дяди Миши".
Николай Митрохин:
"Отмечая сегодня 70-летие смерти Сталина, могу сказать только одно. Вся советская и постсоветская история зависит от двух факторов — фундаментальных общественных трендов, которые очень сложно ощутить, сидя на своей социальной кочке (ну, кто бы мог подумать, что Российскую империю разрушит бум в здравоохранении и рост городов в конце XIX века), и состояния здоровья, а также характера и предпочтения "вождей".
Всё что между этими трендами — государство, общество, экономика — может меняться на основе фундаментальных трендов, но по воле "вождей", задающих динамику развития тех или иных процессов (иной раз помимо своего желания). Впрочем, смерть "вождей" — тоже движущий фактор развития".
Кирилл Гончаров:
"70 лет назад умер Сталин, но сталинизм все ещё жив и хорошо себя чувствует.
Вот яркий пример того, как система ценностей пережила своего автора, как начальник тюрьмы стал кумиром детей своих заключённых.
Но причина кроется не в рациональном понимании сути фигуры и деятельности Сталина, а в невежестве. Должно ли это утешать нас? Вряд ли, ведь, как по мне, невежество — родовая травма нашего общества, благодаря которому мы как белки в колесе — вынуждены бежать на месте.
Вырваться из колеса можно только одним способом — перестать заигрывать с прошлым, искать в нем "неоднозначность", признать факт гуманистической и человеческой катастрофы и признать вину.
Больно?
Да!
Но необходимо".
Телеграм-канал "Ваш покорный слуга QR-Кот":
"Чейн — Стокс — это два человека, а не один. А вот их праздник — в один день. Вопрос — в какой? Официально — 5 марта. Неофициально — раньше. С другой стороны, диктатор помирает не тогда, когда скончался биологически, а с официальным сообщением, которое одни отпразднуют, другие — отскорбят. К примеру, Цинь Шихуанди, объевшийся пилюль бессмертия, "жил" целый месяц. Даже указы издавал... [Но это же было давным-давно, а сейчас ничего подобного ни за что не может быть, "научнокартинники" всё знают!))]"
Он же:
"Просто интересно: сколько сторонников т.н. "коллективной ответственности" возмутятся, если напомнить им, когда именно та самая коллективная ответственность на 1/6 части суши цвела и пахла? (Трупным запахом она пахла!) И сколько интеллигентных с виду людей скажет — ЭТО ЖЕ ПРО ДРУГОЕ! Нет, не про другое, а вот про то же самое — про изверга, ссылавшего целые народы во имя коллективной ответственности. 70 лет — достаточное время, чтобы изжить Сталина в своих головах, да или нет?!
...И вопрос: а как окончательно извести сталинизм и имперство в головах? Рецепт простой, только выполнять его непросто, а главное — долго. Самость — во главу угла! С пеленок, с детства. Чтобы мысль "я — человек маленький, но вместе мы — великая сила!" казалась бы инопланетной: вроде, все слова понятны, а смысла в такой фразе — нет. Для этого придется перелопатить весь школьный курс, все программы, создать стройную идеологию с опорой на самодостаточность. Задача, достойная титанов. Которых нет (всех перебили еще древнегреческие герои). Посему — придется самим. И задачу придется выполнить, иначе — хана, чума и неупокоенный за 70 лет дух Усатого".
Алексей Лушников:
"Сталин не доделал начатое. Вероятнее всего, он был убит сподвижниками. Ему было 74 года. А если бы он прожил 84 года до 1963-го? Или 94 года аж до 1973-го? Уровень кровавой беды поколений сложно себе представить.
Последние 23 года дело Сталина живёт и побеждает в руках Путина. Новый кровавый упырь завладел постсоветскими остатками российского народонаселения. Владеть территорией на подотчётном человеческом материале оказалось не сложно. Ибо сталинские нарративы живут в людской памяти отложенного страха. Захватив Россию, оккупировав Беларусь, подчинив Грузию и Армению, Путин пытается уничтожить народ Украины, выкорчевать украинское государство. Выжечь. Растоптать. Убить.
Но украинский народ оказался не типичным для постсоветского пространства. Безволие, рабство, убогость сталинско-путинского homo столкнулась с пассионарностью украинской нации.
Вот собственно и всё. Ленинизм, сталинизм, путинизм несопоставимы с вызовами современной цивилизации. Путина скоро не будет. Остатки империи в разных границах будут догнивать и постепенно превращаться в молодые республики..."
Екатерина Винокурова:
"Мне кажется, что, конечно, уроки по Сталину у нас так и остались невыучены.
Вот какие я лично считаю важными. Великую Отечественную войну оставляем за скобками, разумеется, это — отдельная глава истории шире и больше Сталина. Ну и ее сейчас нельзя обсуждать по закону.
Так вот, именно про Сталина:
1. Ни одна идея не стоит жизни человека. В том числе коммунизм или индустриализация не стоят ГУЛАГа.
2. Нет плохих и хороших народов. Этнические депортации недопустимы.
3. Культ личности — это плохо. Ранний СССР — страну надежды — Сталин делает страной смерти.
4. Для того, чтобы выжить при Сталине, надо было врать и не верить друг другу. В конечном итоге это и разрушило Союз".
Руслан Соколовский:
"Сталина на нас нет, и это замечательно".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter