Кажется, совсем недавно мы все радовались за Нобелевскую премию "Мемориала" и, возможно, рассчитывали, что это хоть как-то положительно подействует на внутреннюю ситуацию в стране. Воды утекло совсем немного, даже снег не успел растаять, а все эти иллюзии, надежды, которые далеко не юноши питали... уже смыло.
Запрещены "Фонд Сахарова", казавшаяся незыблемой, особенно при жизни Людмилы Алексеевой, "Московская Хельсинкская Группа", о других в этом контексте даже вспоминать как-то неудобно. Их запрещение на территории страны почти само собой разумеющееся, не место разным "Свободам", "Медузам", "Каспаровым" в несвободной стране. Ничего личного, исключительно только из вопроса собственности — Правительство Москвы отбирает Дом, а заодно и мемориальную квартиру Андрея Дмитриевича Сахарова. Силовика, опять же без всякой задней мысли, штрафуют его директора на скромную сумму в 3 миллиона рублей! Иллюзия правовых действий поддерживается верноподданными СМИ.
На этом фоне говорить, напоминать о том, что список признанных "иноагентами", оштрафованных на сравнительно небольшие суммы, задержанных, арестованных, невинно и несправедливо осужденных пополняется не по дням, а по часам, даже как-то бессмысленно.
Да, между прочим, уже более 11 месяцев идет Война! Война подготовленная, спровоцированная, развязанная именно государством, именуемым Российская Федерация. Рассчитывать, что кровь будет литься только на полях войны — близоруко. Возврата к застою, тихой и сытой жизни тоталитарного общества уже не будет. Рубикон пройден, а красные линии превращены в кровавые.
Понимаю, что в силу многих обстоятельств очень многим, как остающимся там, так и чудом или в соответствии с запланированным выбравшимся из этого кошмара, поверить в это трудно, совсем не хочется. Пожалуй, Альфред Кох в своих интервью Людмиле Немыре на UkrLifeTV и в реплике, размещенной на Каспаров.Ru, поставил один из точнейших диагнозов этой ситуации. К сожалению, действительно вопрос "земли" (собственности) для очень многих продолжает стоять значительно выше вопроса Свободы. Тем более когда речь идет о земле своей, а о Свободе общей. Единственное — позволю себе добавить к сказанному и написанному А. Кохом одно важное наблюдение.
И в ХХ веке для многих слоев русской эмиграции, вынужденной покинуть родные просторы с момента, когда по ним покатилось красное, кровавое колесо серости, память о "земле" — и не важно, шла речь о погосте или об усадьбе — оставалась важнейшей. Именно поэтому многие сражавшиеся в рядах РОА, посвятившие всю свою жизнь борьбе с СССР для кого-то очень неожиданно приветствовали в 2014 году оккупацию Крыма. Да, у них была иллюзия, что начался процесс возрождения их "исторической Родины". Это была роковая ошибка! Разумеется, она активно была сдобрена агрессивной пропагандой российских средств массовой информации. Подкупом во всех видах организациями типа "Русский мир" или "Русский дом".
О посольствах РФ, которые легко раздавали бюджетные средства и даже паспорта в обмен на лояльность одурманенным физическим и развращенным неожиданным вниманием к себе юридическим лицам по всему миру, даже не говорю. Считаю важным упомянуть, фиксировать эту, далеко не новую, выработанную традициями систему поведения силовиков и пристегнутых к ним институтов и органов России. Недаром одной из традиций РФ стало проведение съездов соотечественников в Колонном зале Дома Союзов. С оплатой прилетов и проживаний участникам. Симптоматично, что в советское время это был не только концертный, но и похоронный зал... Возможно, именно в нем во время обильных угощений и возлияний происходили поминки по российской оппозиции — как оппозиции тоталитарному режиму — "ИЗМУ", а с каким началом слова, не столь уж и важно, главное, что серому, агрессивному и кровавому.
С иллюзиями очень, очень болезненно расставаться, но это необходимо, поэтому в качестве диалога выскажу и свои замечания по поводу перспектив Госсовета. Боюсь, что собрать из регионов демократический состав его малореально. Следовательно, в лучшем случае он будет напоминать Съезд народных депутатов. Конечно, там была и межфракционная группа, и Сахаров, Ельцин, Афанасьев, Ландсбергис, Старовойтова, многие другие, но было и в президиуме, и в зале то самое серое большинство, которое не по команде, а по зову сердца свистело, топало, улюлюкало, в том числе вместе с председателем с колокольчиком с нескрываемой злобой убивало Свободу.
Шанс на иных "писателей" маловероятен. Почему? С моей точки зрения прежде всего потому, что, в отличие от СССР, где союзные республики имели конституционную возможность поднять вопрос и осуществить — не просто! но конституционно! — выход из СССР, другие субъекты такого права были лишены.
Когда возник прецедент Чеченской Республики Ичкерия, номенклатура и партийная, и административная, и силовая, и образовательная с культурной, все депутаты местные и чиновники в ужасе представили, что при подобных процессах могут потерять свои имущественные права, свои привилегии, которые и являлись важнейшим их отличием от остальных граждан. Их атака в Москве, а далеко не только близорукость и свойственное генералам шапкозакидательство сыграли свою роль. Война за то, чтобы не позволить Чечне стать Независимой, была развязана. Стремление к Свободе было жесточайше подавлено, одновременно и другим субъектам был дан наглядный урок.
Дольше других отстаивать хоть какие-то части своей независимости удавалось самому мощному в стране Татарстану. Но уже в этом году и его заставили отказаться от института Президентства! Понизили таким образом уровень национального и регионального стремления к независимости. Кремлевско-эфэсбэшный силовой каток зорко следит за процессами в стране и планомерно закатывает под асфальт даже робкие, как во Владивостоке, ростки.
Для того чтобы этому противодействовать, думаю, нужно не создавать — точнее, как предполагает Михаил Борисович Ходорковский, преобразовывать — Госсовет, а как можно скорее декларировать вначале не будущее, достаточно туманно просматривающееся, федерального устройства страны, а право уже сейчас декларировать право всех, ВСЕХ РЕГИОНОВ — и национальных, и не национальных, и Республик, и краев, и областей — на конституционный выход из состава Российской Федерации! Совсем не факт, что все разбегутся!
Однако при такой декларации у национальных и местных элит появляется перспектива, которая была у элит союзных республик, — из послушных вассалов превратиться в хозяев своей земли. Именно это может подтолкнуть их к определенным шагам, которые помогут всем нам, да и миру, взглянуть на будущее страны с оптимизмом. Расстаться с иллюзиями, что огромную многонациональную страну можно просто перелицевать.
Знаю, мне сразу возразят о возможности гражданской войны и проблеме оружия массового поражения, разбросанного по всей самой большой в мире стране. Мол, таким образом оно может попасть в руки авантюристов. Возможно. А сейчас оно не в таких же руках? А вопрос гражданской войны на уровне расцветающего национализма разве исключен? Нет. Думаю, ключи к решению вопроса ядерного разоружения, важнейшего и актуальнейшего, находятся в решении политических вопросов окончания войны и тренда повторяющегося из десятилетия в десятилетие уже не один век агрессивного поведения российских/советских властей по отношению как к своим гражданам, так и к гражданам других стран мира.
И последнее по месту, а не по важности. У надежды, что в стране повторится что-то хоть частично напоминающее процессы, происходившие в 1953, 1985 и тем более в 1991 годах, шансов нет. Не надо иллюзий. Так или иначе, тогда в ближнем и в дальнем кругу власти присутствовал либо страх, либо понимание того, что так дальше они жить не хотят. Сегодня мы скорее имеем дело с аналогом 1982 года, когда взаимоотношения в борьбе за пост "царя горы" будут решать между собой те или иные силовики. Даже если кого-то быстро объявят врагом народа и расстреляют (доведут до смерти), скорее всего как всегда без суда, как Л. Берию или Н. Щелокова, на агрессивном векторе движения, развития страны и тем более на жизни большинства народа, ее населяющего, это почти не скажется.
С иллюзиями всем нужно прощаться, и чем быстрее, тем лучше.