Уезжают Бердяевы, Лосевы, Бесполезные для страны:
Ни историки, ни философы
Революции не нужны.
Александр Городницкий
С содроганием провожаем 2022 г. и как обычно с надеждой смотрим в 2023-й. С надеждой на то, что этот кошмар прекратится.
Но как здесь не вспомнить Михаила Жванецкого. "Что толку вперед смотреть, когда весь опыт сзади?"
Я к тому, что можно перевернуть любую страницу календаря, но этот год так просто в историю не уйдет. И особенно без осмысления его ключевых событий и юбилеев. Я вовсе не про Украину. Я про то, без чего война против Украины была бы невозможна.
Прошло ровно сто лет, как последние пассажиры философского парохода сошли по его трапу в другие страны и разорвали таким образом свою физическую связь с Россией. О том, что из России уехали РАЗУМ и КУЛЬТУРА повторяться не имеет смысла. А вот о том, что за РАЗУМ уехал из России, мне кажется, следует задуматься. И о том, что он увез из России.
Вообще-то из России уехал не один, а целых два разума. ЧИСТЫЙ и ПРАКТИЧЕСКИЙ. Причем практический разум в основном из России сбежал. И забрал с собой и Нобелевские премии, и авиацию, и телевидение и т.д. Здесь все более или менее понятно.
А вот, что увез с собой в багаже УЕХАВШИЙ ЧИСТЫЙ РАЗУМ?
Принято полагать, или хочется надеяться, что уехавший из России чистый разум в лице наиболее известных философов, увез из России свободу, без которой она погрузилась в Новое Средневековье, о котором писал Н.Бердяев. На самом деле это не совсем так. Даже несмотря на колоссальный вклад Н.Бердяева в исследование и истолкование самого понятия "Свобода" в целом их взгляды были довольно противоречивы. Можно сколько угодно говорить о необходимости выдавливать из себя раба, но рабство нельзя выдавить в империю, ибо его умело вернет обратно.
В целом, уехавший ЧИСТЫЙ РАЗУМ увез следующие идеи:
– Это идея о свободном человеке в несвободной стране.
– Это идеи Н.Лосского о Малороссии, как основной России и о трех ветвях русского народа, совместно создавшего "великую державу с мировой культурой", и про "искаженное понимание начала русской истории".
– Это ностальгия С.Булгакова о том, что "была великая держава, нужная друзьям, страшная недругам."
– Это идеи С.Франка о реальном равенстве. "...реальное равенство осуществимо только через принуждение, через государственное регулирование и ограничение свободной самодеятельности личностей, свободного выбора жизненных возможностей."
– Про, пришедшего по вкусу подворотне И.Ильина с его идеей сопричастности русских и иных народов России, я просто умолчу.
И вообще, они увезли Русскую идею.
Но может ли национальная идея в многонациональной стране быть этнической?
Мне кажется, что на этот и подобные вопросы блестяще ответил один из пассажиров этого парохода С.Франк.
Философия, в ее отличии от положительного (практического и научного) знания, начинается только там, где кончается "здравый смысл".
Таким образом, можно сделать вывод, что уехавший на пароходе ЧИСТЫЙ РАЗУМ увез из России идею империи, но в красивой упаковке. А оставшийся в России ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ помог ее реализовать посредством паровоза коммуны. С кровью и грязью. А чистый разум был укрощен цензурой.
100 лет назад в Советской России после отплытия парохода учредили "Главлит".
Но у них есть одно общее.
И ЧИСТЫЙ, и ПРАКТИЧЕСКИЙ, и уехавший, и оставшийся, и даже ПОЕХАВШИЙ разум в России оказался ассоциированным с паром.
И, несмотря на разность в скоростях парохода и паровоза, они, в конце концов, продемонстрировали крайне низкий КПД. Поэтому многие идеи того ПОЕХАВШЕГО РАЗУМА и сегодня оказались востребованы российской властью с той лишь разницей, что тогда паровоз победил пароход, а сейчас наоборот.
В свое время Рене Декарт предположил, что "Если Францию покинут 300 учёных, она превратится в страну идиотов"
Не в этом ли проблема? Что мы наблюдаем?
Историки и философы уехали. Практический разум тоже бежит. И так будет продолжаться до тех пор, пока Россия не выйдет из этого круга, длиною в век.
Пока в Россию не вернется РАЗУМ.
Скоро здесь, кроме мелкой сволочи, Не останется ни души.
Помаши им вдогонку, Вовочка,
Обязательно помаши.
С Новым Годом!
Очень хочется хорошего Нового Года.
Но, для того, чтобы наступило хорошее новое, прежде должно уйти плохое старое.