Если подходить к этой проблеме профессионально, то ее следует рассматривать в юридической и политической плоскостях.
Во-первых, имеют ли право другие страны даже поднимать вопрос о переустройстве суверенного государства?
Во-вторых, если юридически ситуация это допускает, то тогда возникают два политических вопроса, связанные с целесообразностью тех или иных трансформаций и возможностью их реализовать.
Начнем с права.
Основой современной международной правовой системы являются принципы суверенности каждой страны и невмешательства в ее внутренние дела. Исключением может быть ситуация, когда государство является агрессором и само нарушает этот незыблемый постулат (агрессия Ирака против Кувейта). Кроме того, международное сообщество имеет право вмешаться, если на территории государства какая-либо социальная группа подвергается некоторым видам политического насилия (Косово).
Таким образом, для перехода к постановке политических вопросов необходимо разобраться юридически, является ли Россия страной-агрессором. Военные вторжения в Украину (2014–22) и аннексии ее территории (2014 и 2022) дают достаточно оснований для такого утверждения. Кроме того, действия ВСР в Украине дают достаточные основания и для обвинений в совершении военных преступлений (страна-террорист/спонсор терроризма). Другие эпизоды "нехорошего поведения" РФ могут послужить дополнительными доказательствами обоснованности данного приговора (например, граждане Ичкерии могут многое рассказать о "наведении конституционного порядка" в их республике). Оформлением всех этих эпизодов в полноценное дело и вынесением приговора займется международный трибунал.
Теперь проблема переходит в политическую плоскость. Но тут неизбежны различные толкования целесообразности, поэтому полезно установить критерии: обеспечение безопасности пострадавшей стороны (Украина) и учет ее стратегических интересов. Придется учитывать интересы и союзников по коалиции (Запад). Не следует забывать и о ведущих державах (Китай, Индия и т.д.), от которых зависит возможность реализации программы переустройства РФ. Общим, вероятно, можно считать намерение сделать РФ неопасной посредством демилитаризации и деимпериализации. Но на очереди стоят и другие важные вопросы, могущие не найти поддержки всех интересантов: демократизация, федерализация, цивилизационное развитие. Как видим, проблема сложная, и придется прибегать к компромиссам.
Кроме того, возникнут вопросы об оккупации, репарациях и территориальных потерях. Все это имеет смысл обсуждать только в контексте возможности, т.е. в зависимости от того, как сложится политическая ситуация на момент начала процесса "умиротворения" агрессора (доминанта политической ситуации). Например, если граждане России сумеют вовремя взять события под контроль, избавившись от существующего преступного режима, сохраняя при этом политическую стабильность в стране, то о территориальных претензиях никто и не пикнет. В противном случае Россию никто и спрашивать не будет. Напомню, что с 1945 по 1949-й государства Германия не существовало. Но политический расклад изменился, и Холодная война привела к созданию на развалинах Третьего Рейха образца 1941-го нескольких независимых государств: ФРГ, ГДР, Австрия, Люксембург, Лихтенштейн, Чехия (в составе ЧССР). Кроме того, значительные территории рейха отошли к Франции и Польше.
Поскольку точно просчитать развитие такой сложной ситуации невозможно, то было бы интересно публично обсудить на профессиональном уровне наиболее вероятные сценарии с определением ключевых индикаторов, показывающих направление политических изменений и критических моментов, когда открываются возможности для решающих политических действий. Но это тема для отдельного разговора, как, впрочем, и роль пресловутых "6000".
Только когда мы увидим совокупность соответствующих индикаторов — надежных предвестников падения режима, тогда вопрос о переустройстве РФ перейдет в практическую плоскость. Но уже сейчас проглядываются некоторые вероятные характеристики будущих трансформаций: насильственный путь изменения политического режима и фундаментальная геополитическая перегруппировка в регионе. Похоже, что на этот раз замкнется-таки круг времен и политический центр Восточной Европы, побродив несколько столетий от Волги до Вислы, может вернуться на Днепр.