С появлением иранских дронов-камикадзе и их массированными налетами начался новый этап войны России против Украины. Это уже не столкновение на поле боя, не артиллерийские дуэли... А новая угроза, к которой украинская система противовоздушной обороны пока не до конца готова. Но что будет, если Иран поставит Москве теперь уже баллистические ракеты? А подозрения такие есть... А если Северная Корея начнет поставки оружия? Что это может быть? Снаряды? Мины? Ракеты? И почему в Вашингтоне считают, что Москва и Пхеньян уже договорились? Обо всем этом – в авторской рубрике шеф-редактора телеканала FREEДOM Алексея Мацуки.
Для начала разберемся с иранскими дронами-камикадзе, использование которых в Украине и Москва и Тегеран, формально не признают.
Впервые информация о них подтвердилась в сентябре, когда ВСУ сбили такой дрон в районе Купянска в Харьковской области. После этого началось расследование: где эти беспилотники производятся, как доставляются в Россию, откуда атакуют? Выяснилось, что их не так и много – иранцы за месяц производят для Москвы порядка 150 дронов типа “Шахед-136” (Shahed-136). Изготавливают их сразу в трех странах: в Иране, Сирии и Таджикистане. Доставляют и воздушным путем, и морским. Американцы даже отследили рейсы, которыми в Россию привозили заказы: их выполняют четыре иранские авиакомпании, одна из которых принадлежит Корпусу стражей исламской революции и даже использует российские самолеты Ил-76.
Морской маршрут тоже проследили. Груз везут из Ирана в Астрахань и Махачкалу. По документам это “запчасти для гражданской авиации”. Еще один морской путь идет из сирийского порта Тартус в оккупированный Крым. Есть даже подозрения, что Россия может использовать для этого “зерновой коридор”. Если эта версия подтвердится, то на этом фоне очень показательно будут выглядеть маневры России с приостановкой участия, а затем с возвращением в “зерновую сделку”.
Телеканал CNN опубликовал данные, что Россия уже использовала почти пять сотен таких дронов и рассчитывает получить в ноябре еще две сотни, а также разведывательно-ударный дрон, “Мохаджер-6” (Qods Mohajer-6). И в Украине, и в США подтверждают, что иранские военные специалисты находятся в Крыму, где обучают обращению с дронами, и технически их обслуживают.
Но самое большое опасение вызывают планы новых поставок.
По данным американской военной разведки, у Москвы есть договоренность о закупке баллистических ракеты “земля-земля”. Авторитетная газета The Washington Post выяснила что это ракеты малой дальности, способные поражать цели на расстоянии в 300 и 700 километров, Россия планирует разместить их на севере от границы с Украиной.
Известна и цена такой поддержки. В Штатах считают, что Иран взамен просит у Москвы помощи в приобретении дополнительных ядерных материалов и в производстве ядерного топлива. Оно нужно не только для ядерных реакторов, но потенциально может ускорить создание Ираном ядерного оружия.
Договоренности у Москвы, как оказалось, не только с Тегераном.
В сентябре украинские военные обнаружили на брошенных российских позициях мины, на которых были надписи на китайском. Неужели Пекин тоже начал оружейные поставки? В таком случае Китай мгновенно попал бы под американские и европейские санкции по примеру тех, что введены против России, а это то, чего в Поднебесной боятся больше всего.
В итоге склонились к другой версии. Путь китайских мин проходил через Северную Корею. Пхеньян мог поставлять Вооруженным силам РФ снаряды китайского производства, которые у него имелись в наличии. Но это были лишь подозрения. И вот сейчас Совбез США получил доказательства. Поскольку там официально заявили, что режим Ким Чен Ына поставляет боеприпасы России через Ближний Восток и африканские государства.
Другой вопрос – насколько велики арсеналы КНДР? С одной стороны, Северная Корея – милитаризированная страна, поскольку долгие десятилетия живет полувоенном режиме. С другой – эксперты уверяют, что не стоит ожидать каких-либо крупных партий оружия и боеприпасов.
“Речь не может идти о крупных поставках. Ведь от Северной Кореи до оккупированной территории Украины не менее 7-8 тысяч километров. Много снарядов самолетами на такие расстояния не завезешь – это было бы слишком дорого. Поэтому, на мой взгляд, Северная Корея могла осуществить для россиян какие-то небольшие поставки снарядов в виде нескольких эшелонов. Но вряд ли такие корейские поставки станут массовым явлением. И они не смогут переломить ход войны”, – считает военный эксперт Петр Черник.
Как это остановить? Казалось бы, выход есть (и его уже озвучили) – санкции. Внести в черные списки всех, кто содействует этим контрактам, занимается юридическим оформлением, перевозками, сделать цену настолько высокой, что новые партии доставлять уже не решатся... Но тут тоже не так все просто.
Теперь понятно: если бы Европа закрыла для России оружейный рынок еще в 2014, после аннексии Крыма, то может и этой войны не было бы... Но промедление с более жесткими ограничениями дало Москве большой временной лаг для вооружения своей армии. К примеру, в ходе расследования Investigate Europe выяснилось, что государства Евросоюза после эмбарго 2014 года продолжали экспортировать России оружие как минимум до 2020 года.
“С 2015 по 2020 год, по крайней мере, 10 стран-членов ЕС экспортировали в Россию оружия на общую сумму 346 миллионов евро. Франция, Германия, Италия, Австрия, Болгария, Чехия, Хорватия, Финляндия, Словакия и Испания – продавали России “военное оборудование”, которое может включать ракеты, бомбы, торпеды, пушки и ракеты, наземные транспортные средства и корабли”, – говорится в данных официальной Рабочей группы Совета по экспорту обычных вооружений (COARM).
Вроде бы в 2014-м Совет ЕС принял четкое решение о запрете продажи оружия России. Но эмбарго оказалось полным лазеек. К примеру, страны-члены ЕС выпустили более тысячи лицензий, то есть отдельных разрешений на операции с оружием. Такие себе “индульгенции”, позволения провести ту или иную оружейную сделку. И тройка “лидеров” среди поставщиков – Франция, Германия и Италия.
И только с началом полномасштабной войны, с февраля, поток вооружения и запчастей прекратился. Именно поэтому Россия и начала искать других поставщиков, обратившись к кому могла – КНДР и Ирану, для которых это не столько заработок, сколько вызов США. Попытка усилить свои позиции в мире.
Именно поэтому и в США, и в Европе дуэтом заявили об ужесточении существующих и введении новых санкций против Ирана. Евросоюз внес в черные списки трех иранских генералов и компанию-производителя беспилотников “Шахед”.
США тоже намерены действовать аналогично, расширяя свои черные списки.
Но способны ли дроны изменить ситуацию на фронте?
Зачем они? Это средство дестабилизации, устрашения... Или нужны они в основном для пропаганды?
По данным, которыми с нами поделились источники в американских дипломатических кругах, в Штатах считают, что основная задача, которую преследует Москва, организовывая атаки дронов, – даже не ослабление энергетической инфраструктуры. Главное, как считают в Вашингтоне, – попытка России создать атмосферу страха. С помощью отключений света, воды, тепла, создать внутри Украины настроение, когда общество будет не готово к войне такой ценой. А значит, якобы, власти должны отказаться от идеи продолжения боевых действий и выйти на переговоры с Москвой. Одновременно Кремль “выматывает” и украинский, и западный военный бюджеты, ведь для противодействия дронам нужны ракеты. Параллельно Москва пытается остановить украинское контрнаступление. Ведь с появлением дронов приоритеты военной помощи меняются. Все сейчас сконцентрированы на средствах ПВО и в меньшей степени на вооружениях, которые помогли бы прорвать фронт. Но основное для Москвы – это все-таки внутренняя нестабильность Украины и принуждение к переговорам.
А вот насколько это может сработать? В Киеве очень четкий настрой – на диалог с Россией не соглашаться. Никаких переговоров до момента, пока не будет взята под контроль территория страны, включая Донбасс и Крым.
Поставки новых дронов Москве беспокоят Украину, но тут есть нюанс.
“У них заключены контракты на поставку от 1500 до 2400. Но это не значит, что они всех их получат. Это контрактные обязательства иранской стороны. Учитывая, что Иран поставляет эти дроны еще и в другие страны для боевых действий, – а сейчас у них самих там все не очень, скажем так, спокойно развивается, – надеемся, что не все эти обязательства иранская сторона сможет выполнить по отношению к России”, – считает министр обороны Украины Алексей Резников.
И это заявление министра может говорить о том, что иранские дроны рассматривались Россией как средство, необходимое лишь на определенном этапе. Для эскалации, для торможения украинского контрнаступления. Но сейчас и Украина научилась противостоять атакам “Шахедов”. Первые комплексы NASAMS (National Advanced Surface-to-Air Missile System) уже подоспели. А в Германии для управления этими системами ПВО подготовили первую сотню операторов. Поэтому для нового этапа эскалации Россия, вероятно, будет рассматривать другие виды вооружений.
Тут-то, видимо, и появятся иранские баллистические ракеты “земля-земля”. Это новая угроза, которая в любом случае не станет сюрпризом ни для Украины, ни для Запада.
! Орфография и стилистика автора сохранены