1. Несмотря на то, что со времени убийства Джамала Хашогги прошло уже четыре года, кронпринцу Мухаммеду бен Салману не удалось полностью купировать его последствия. У кронпринца по-прежнему крайне "плохая пресса", что вынуждает западных лидеров дистанцироваться от него. Это произошло и во время визита Джо Байдена в Саудовскую Аравию, и в период траурных церемоний в Великобритании после смерти Елизаветы II. В последнем случае кронпринц был вынужден досрочно покинуть Великобританию, что стало беспрецедентным событием.
2. Западные лидеры из соображений "реалполитик" вынуждены общаться с фактическим лидером одной из ведущих нефтяных держав. Однако каждое такое общение приводит к взрыву негодования в мировых СМИ. Поэтому и приходится держать дистанцию (Байден не подал принцу руки, понимая, что если бы это произошло, то фотография была бы на первых полосах с комментариями невесты Хашогги), показывая, что кронпринц не равен другим большим игрокам.
3. Теперь кронпринц формализовал свой статус – отец, которому в декабре исполнится 87 лет, назначил его премьер-министром. Тем самым он стремится получить юридический иммунитет от исков, которые саудовские диссиденты подают в американские суды. Но даже если он его получит как глава правительства, то все равно не сможет автоматически добиться знаков уважения.
4. Для России темы Хашогги не существует – общение с кронпринцем проходит в обычном дружеском формате. Фактора мировых СМИ для Владимира Путина не существует – после 24 февраля полностью. Более того, Россия пошла навстречу принцу в вопросе об обмене военнослужащих "Азова" (признан в России террористической организацией). В рамках кампании по купированию последствий "дела Хашогги" кронпринц получил возможность выступить в качестве ключевого участника гуманитарной миссии – и появиться в мировых СМИ без упоминания фамилии Хашоггги.
5. Теперь Саудовская Аравия и ее союзники выступили за сокращение добычи нефти в рамках ОПЕК+, что противоречит интересам США, добивавшимся (в том числе во время визита Байдена) увеличения добычи для того, чтобы сбить цены. Это очевидный шаг благодарного кронпринца навстречу России. Но при этом Саудовская Аравия не перестает быть стратегическим союзником США на Ближнем Востоке – поэтому продолжится торг между США и кронпринцем, включающий в себя вопрос о знаках уважения к новоиспеченному премьер-министру королевства.
! Орфография и стилистика автора сохранены