Что у нас хорошо-то, что не может стать так плохо, чтобы не было ещё хуже
Ю.Нагибин

Грядущая Победа Украины, которая будет априори, и возбуждение умов по визовому вопросу стимулируют размышления на вечную тему.

Что делать с Россией?

Именно такая постановка вопроса наиболее актуальна и правомерна. Ибо без внешнего вмешательства, а под вмешательством я в данный момент понимаю вмешательство интеллектуальное, проблемы этой страны неразрешимы. И всем было бы всё равно, если бы от неё не исходили такие риски и с таким постоянством. Надежды на то, что Россия сама сможет это осмыслить и тем более решить, нет никакой. Пора набраться решительности или смелости, чтобы это понять, с этим смириться и перестать питать на этот счёт какие-либо иллюзии.

Как преодолеть отвратительную трихотомию: Героическое прошлое -> убогое настоящее -> светлое будущее?

Как нам реорганизовать Россию?

За последние тридцать лет все попытки реформировать Россию, как правило, сводились к нескольким оксюморонам.

Началось с великой и демократической России.

Потом стало ясно, что Россия может быть либо ВЕЛИКОЙ либо ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ. Далее логика развития дошла до понимания того, что Россия может быть либо ЕДИНОЙ либо ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ.

Поняв, что это невозможно появились разные ДЕ-подходы.

Демократизация,

Демилитаризация,

Депутинизация,

Десталинизация,

Денуклеаризация,

Децентрализация и т.д.

На мой взгляд, все они имеют один существенный недостаток.

Они, вопреки историческому опыту, исходят из ставки на реформируемость России.

Любой разговор о реформировании России напоминает спор сыновей лейтенанта Шмидта – Михаила Самуэлевича Паниковского с Шурой Балагановым. Только кража! Только ограбление! Вы жалкая ничтожная личность и т.д. С последующим переходом на личности.

Эта система нереформируема.

Что мы собираемся реформировать?

 

Вместо государства – Структурированная Система Коррупции, которая занимается грабежом и находится в состоянии пять ДЕ.

Как можно бесконечное количество раз браться за реформирование иррациональной системы и рассчитывать на рациональный результат? "Самая большая глупость – делать то же самое и надеяться на иной результат".

1. Иррационально огромная территория постоянно создаёт:

– иллюзию неисчерпаемости ресурсов, что делает невозможным создание эффективной системы управления;

– делает невозможным реальное объединение народа вокруг общих идей и интересов;

– разрывает эффективные связи и коммуникации.

Можно в этой связи сослаться на Н.Бердяева: "Культурные и ищущие правды люди должны были жить небольшими группами и содружествами".

2. Иррациональная политическая система нереформируема потому, что она представляет не нормальную пирамиду власти, опирающуюся на народ и регионы, а перевёрнутую, опирающуюся на Кремль. Субъектом власти в России является сама власть. Российский народ никогда ни субъектом власти, ни субъектом позитивных перемен не был. Попытки федерализации и демократизации провалились именно потому, что они не опирались на свободных людей.

3. Иррационально большая территория и иррациональная структура государства изначально предполагает наличие столь же иррациональных издержек для рациональных и добросовестных субъектов экономической деятельности. Как следствие – экономические реформы 90-х при всем их положительном влиянии не привели к созданию эффективной инновационной экономики знаний. В большей степени это перераспределение ресурсной ренты при крайне низкой глубине переработки ресурсов.

4. Это система, не имеющая бенефициаров. В принципе их не было и раньше по большому счёту. Бенефициаров в системе, которая никому юридически не гарантирует прав, не бывает. Изначально это было подтверждено делами ЮКОСа и Чичваркина. В последующем Башнефтью, собственностью Ю. Лужкова – Е.Батуриной и т.д. А после нападения на Украину стало ясно, что все россияне сыграли в игру с отрицательной суммой. Начиная от Путина.

5. Российская интеллигенция, как субъект великой русской культуры и носитель культурного кода народа, не смогла в массе своей избавиться от имперского стержня этой культуры. Более того, она вносит достойный вклад не только в дискредитацию культуры, но и в расчеловечивание. Если ранее можно было ограничиться тем, что "Фашизм эстетизирует политику, а коммунизм политизирует культуру". То сейчас М.Пиотровский, Ю.Башмет, В.Гергиев делают и то и другое одновременно. Про группу ЛГБД (Лепс, Газманов, Басков, Долина), по определению М.Галкина, говорить в этом аспекте вообще бессмысленно.

Демократизация невозможна. Демократия – это не просто власть народа, а власть личностей. В отсутствие личностей власть массы порождает диктатуру, что мы и наблюдаем.

Либерализация также невозможна. И то и другое вначале порождает массу бенефициаров, а в последующем упирается в Русскую Матрицу или в Русскую идею.

Уход Путина тоже никаких принципиальных проблем не решит.

Тогда возникает вопрос.

Если система иррациональна, то вполне логично предположить, что единственный эффективный способ её реформирования – рационализация. Можно ли рационализировать сознание людей в этой системе? Первый замглавы Администрации президента (АП) Сергей Кириенко заявил, что в условиях "спецоперации" представители политических профессий должны удовлетворить потребности общества в гордости за страну, продолжать работу над его консолидацией и убеждать россиян, что кризис – это время возможностей.

У россиян три задачи. Их сформулировал Кириенко:

1. Гордиться, гордиться и ещё раз гордиться.

2. Понять, что ТИТАНИК – это шанс.

3. Сплотиться на верхней палубе.

Вывод очевиден. Рационализация политической системы и экономики в существующей системе также практически невозможна.

Минприроды хочет начать со следующего года штрафовать предприятия-загрязнители на 5-10% выручки за превышение квот по выбросу вредных веществ. Как отмечает издание, в таком случае "Норникелю" придется заплатить государству 47-95 миллиардов рублей, "Северстали" – 31-61 миллиардов, "Русалу" – 9-18 миллиардов, Evraz – 25-50 миллиардов.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) – где теперь за "импортозамещение" отвечает дочь Путина Катерина Тихонова – утверждает, что такие штрафы могут разорить компании. В апреле на фоне западных санкций Госдума предлагала, напротив, снизить экологические требования к предприятиям.

Это лишь один аргумент в подтверждение того, что при существующей в России структуре издержек, бизнес существует, прежде всего, в формате грабежа природы. Для его рационализации необходимы реальные технологические прорывы.

Но они при существующем уровне защиты собственности невозможны.

Я сам являлся одним из серьезных субъектов инновационной деятельности в России, однако ни патенты, ни стандарт страны, разработанный на их базе, ни международное признание этого не смогло воспрепятствовать группе чиновников во главе с Первым Вице-президентом ВТБ и одновременно Председателем Общественного Совета ФСБ В.Титовым разрушить бизнес.

Есть ещё один аспект, которым нельзя пренебречь.

Все изыскания В.Суркова о естественном расширении России, весь бред В.Путина о том, что Россия нигде не заканчивается, ржание С.Лаврова о расширении границ "спецоперации" – это не что иное, как выражение их представлений о рационализации.

Есть ещё один вариант рационализации.

Это выбор между очень плохим вариантом – русский бунт, и просто плохим – русская смута.

Следовательно, единственным способом рационализации является рационализация территории и государственного устройства.

Продолжение следует.

Виталий Гинзбург

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter