Санкций в России больше всего боятся самые богатые и самые бедные. Первых немного, и они не участвуют в социологических исследованиях (в редких случаях удается взять у них глубинное интервью в рамках конкретного проекта – на мотивации и личных связях). Они опасаются за свой бизнес, интегрированный в той или иной степени в мировой рынок. И за свой статус, который уже оказывается под вопросом в условиях изоляции России.
Вторых много – и они полностью ориентированы на ценности выживания. Они живут своей локальной жизнью, где почти нет места глобальным процессам. Телевизор они смотрят – но, в отличие от разных категорий российского среднего класса (класса, разумеется, по собственным ощущениям, а не европейским стандартам) и пенсионеров с большим стажем и стабильными пенсионными выплатами, куда меньше интересуются геополитикой. Сериалы и развлечения, стремление хотя бы на время уйти в иллюзорный мир – вот их сфера интересов. Любые экономические потрясения могут ударить по ним сильнее, чем по другим группам населения – им некуда сокращать свои расходы.
Кстати, самых богатых и самых бедных объединяет еще одна особенность – они абсентеисты. Первые не ходят на выборы, так как привыкли решать проблемы – а на выборах их голос мало что значит. Вторые политикой не интересуются – им бы выжить – а в политиках они разуверились много лет назад.
Российский же средний класс расколот – по основным внешним признакам на государственный и негосударственный. Потому что в него входят и силовик, и мелкий бизнесмен, и юный основатель стартапа, и провинциальный врач, который никогда не посчитает себя бедным из-за человеческой гордости. Понятно, что пожилой бюджетник больше рассчитывает, что государство защитит его от последствий введения санкций, чем его сын, живущий "параллельно" государству и имеющий зарубежных клиентов и (или) партнеров. Хотя не стоит полностью абсолютизировать социальные факторы и сбрасывать со счетов психологические, связанные в том числе с идеологическими предпочтениями. Тот же бюджетник может серьезно опасаться санкций, тогда как человек, прямо не связанный с государством, может считать, что "ничего страшного, прорвемся".
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






