— Что вы думаете о партии зеленых, почему она активна в поддержке Украины, ведь она как бы тоже в газе заинтересована и т.д.?

— А я, честно говоря, не вижу какой-то активной, ДЕЛАМИ, поддержки Украины ни со стороны "Зеленых", ни со стороны каких бы то ни было других значимых политических сил Германии. Да, антипутинской риторики много, а что толку? Песок плохая замена овсу, риторика, не подкрепленная делами, только вводит в заблуждение, создает впечатление жесткого противостояния агрессору, а у самого Путина — полной безнаказанности, провоцируя к дальнейшим актам агрессии.

Фрау Меркель, если судить по ее антипутинской риторике, была одним из самых жестких его оппонентов, на деле же — "лучшей женщиной" Путина.

Но даже на уровне риторики все совершенно невнятно: в случае вторжения России в Украину НЕ ИСКЛЮЧАЮТСЯ никакие санкции — а уж что касается действенной помощи, в первую очередь, поставок Украине вооружений, то "зеленая" глава МИД ФРГ Анналена Бербок, когда в конце января США и Великобритания объявили о предоставлении военной помощи Украине, в очередной раз напрочь исключила участие в этом Германии.

Да, в период предвыборной кампании прошлого года претендент на пост канцлера Анналена Бербок высказывалась очень жестко в отношении путинского режима, настолько жестко, что многие российские наблюдатели либерального толка связывали с ней большие надежды, и чуть ли не молились за то, чтобы она стала канцлером. А тогдашний сопредседатель партии "Зеленых" Роберт Хабек (ныне вице-канцлер и министр экономики) во время визита в Киев в мае прошлого года даже высказался в поддержку поставок оборонительного вооружения Украине, за что, кстати, подвергся жесточайшей обструкции со стороны немецких политиков.

Но сегодня все это в прошлом. Сегодня Анналена Бербок объясняет невозможность оказания военной помощи Украине историческими причинами, памятью о нападении Германии на Советский Союз и тем, сколько горя это принесло русскому (только русскому?) народу. "Мысль о том, что немецкое оружие можно было бы использовать для убийства русских, очень тяжела для многих немцев",пояснил ее мысль в интервью Deutsche Welle Марсель Дирсус, научный сотрудник Института политики безопасности Кильского университета.

Да, пусть лучше русские стреляют в безоружных украинцев, которых Гитлер вообще-то тоже убивал — именно это следует из замечательной логики немецких властей, которым, как я уже отмечал в недавней статье, не приходит в голову, что, может быть, именно Германии, именно в силу ее исторической вины следовало бы оказать помощь Украине; что в этом заключалась бы ее особая историческая миссия и своего рода избывание вины за прошлое: защитить Украину от новоявленного Гитлера!

Сыграть значимую роль в приведении кремлевского Адольфа в чувство — казалось бы, может ли быть более действенное искупление исторической вины Германии?

Но выгода от совместных с Россией гешефтов подавляет у немецких политиков даже чувство самосохранения. Они не понимают, что если дать Путину "проглотить" Украину, аппетит его только разыграется.

Немецкий истеблишмент все еще склонен рассматривать российскую агрессию против Украины как локальный конфликт двух стран. Так им комфортнее осуществлять сотрудничество с Россией. Не представитель "Зеленых", правда, а председатель находящегося ныне в оппозиции ХДС Фридрих Мерц так прямо и сказал, что конфликт между Украиной и Россией — "Это война между этими двумя европейскими странами" (оговорив, спасибо ему, что конфликт исходит исключительно от России), и призвал не воспринимать Россию как врага: "Россия — европейская страна. Россия — нам не враг". И в этом вопросе оппозиция, на мой взгляд, вполне смыкается и с политическими силами, входящими в нынешнюю правящую коалицию, в том числе, с "Зелеными".

В то время как в Великобритании и США политики, после истории с путинским ультиматумом, кажется, осознали, наконец, что мир, по большому счету, имеет дело не сугубо с конфликтом России и Украины, не с противостоянием этих двух стран — а с конфликтом Путина и Запада. И это не конфликт двух цивилизаций — это конфликт варварства и цивилизации, и помогать Украине в защите от Путина нужно даже не ради нее самой, не в силу даже собственных обязательств по Будапештскому меморандуму — а прежде всего ради самих себя, спасения мира от безумца с ядерной заточкой в руках.

Потихоньку приходит осознание, что Украина сейчас является своего рода форпостом свободного мира, преградой на пути путинской агрессии — так же, как Израиль является форпостом свободного мира на Ближнем Востоке.

Наблюдаемое же в последнее время в Германии некоторое ужесточение антипутинской риторики, в частности, скандал, вызванный пропутинскими высказываниями бывшего уже Главы ВМФ вице-адмирала Шенбаха, я думаю, объясняется элементарно тем, что было бы уж совсем неприличным сохранять прежнюю, вполне себе "путинферштеерную" политику, на фоне формирующегося антипутинского фронта других стран Запада.

А тут еще 73 немецких эксперта по Восточной Европе и России опубликовали открытое письмо парламенту и правительству ФРГ с жесточайшей критикой их политики в отношении России. Вот несколько характерных выдержек:

"…своей внешней и внешнеторговой политикой Берлин способствовал политическому и экономическому ослаблению восточноевропейских государств, не обладающих ядерным оружием, и геоэкономическому укреплению все более расширяющейся ядерной сверхдержавы. В 2008 году Германия сыграла ключевую роль в предотвращении вступления Грузии и Украины в НАТО.

Для и без того хрупких украинско-российских отношений ввод в эксплуатацию излишнего с энергетической точки зрения газопровода "Северный поток-1" в 2011 — 2012 годах стал катастрофой. Оглядываясь назад, понимаешь, что именно эта нитка газопровода подготовила почву для вторжения России в Украину два года спустя. Большая часть существующих газотранспортных мощностей между Сибирью и ЕС в 2021 году не использовалась. Тем не менее, Федеративная Республика сейчас готовится полностью устранить последний оставшийся рычаг экономического влияния Украины на Россию открытием газопровода "Северный поток-2".

Экономические санкции ЕС против Москвы с 2014 года были мягкими и не являлись адекватным ответом на все более агрессивную позицию Кремля.

Нападение Путина на Украину в 2014 году кажется почти логическим следствием того, что в предыдущие двадцать лет Германия закрывала глаза на российскую неоимпериалистическую политику. Популярная формула "сближение через сращивание" (Annäherung durch Verflechtung) приобрела трагикомический смысл: произошло географическое приближение российских владений к границам ЕС.

На фоне таких потрясений Германия должна, наконец, сойти со своего особого пути в Восточной политике. Преступления нацистской Германии на территории сегодняшней России с 1941 по 1944 год не годятся для оправдания немецкого нежелания реагировать на реваншизм и международно-правовой нигилизм Кремля. Особенно, когда — как в случае с Украиной — речь идет о вторжении России на международно признанную территорию другого государства, уже бывшего прежде жертвой экспансионистской политики Германии (выделенной мной, почти слово в слово о том, что и я писал выше. — В.З.).

В политику ФРГ в отношении России должны быть внесены коренные исправления. Прежняя чисто словесная или символическая реакция Берлина на российские ревизионистские авантюры, как и в прошлом, будет лишь искушать Кремль к дальнейшим авантюрам. Как ключевая страна ЕС, НАТО и западного сообщества ценностей, Германия несет особую ответственность.

В интересах международной безопасности, европейской интеграции и общих норм Берлин должен наконец сократить разрыв между своей публичной риторикой и реальной практикой в Восточной Европе."

Мысли, высказанные в этом письме, очень созвучны тому, что и я, начиная с 2014, а во многом — с 2008 года, пишу из статьи в статью об импотентной, умиротворяющей политике не только Германии, но в целом Запада в отношении путинского режима. Но одно дело — какой-то эмигрант Зайдман, другое — открытое письмо авторитетных немецких экспертов, да еще в таком впечатляющем количестве. Совсем не заметить и проигнорировать его трудновато. Где только эти эксперты были в 2014-м году?…

И давление на Германию со стороны других стран Запада возрастает. Вот буквально в сегодняшней статье Deutsche Welle отмечается: "Из-за нежелания поставлять Украине вооружения ФРГ грозит потеря репутации надежного партнера в глазах союзников по НАТО."

Кстати, о Deutsche Welle. Может быть, сейчас история с запретом DW в России откроет иным "путинферштеерам" глаза на сущность их кумира. Хотя, не сомневаюсь, найдутся такие, кто скажет: а что, правильно он сделал, сами виноваты, нечего было запрещать "Рашу тудэй". Правильнее сказать, "Лажу тудэй". Тудэй ее в качель…

Что касается подвопроса о заинтересованности "Зеленых"/Германии в газе.

Прежде всего, что тут надо отметить — это последовательность "Зеленых" в неприятии "Северного потока-2". Этого у них не отнимешь. То, что сертификация уже достроенного и готового к эксплуатации трубопровода отложена на неопределенное время, в том числе их заслуга. Но это все-таки не непосредственная помощь Украине в защите от агрессора.

По каким причинам "Зеленые" выступают против СП-2, несмотря на экономическую выгоду от него для Германии, еще летом прошлого года четко сформулировал Омид Нурипур, который отвечает у "Зеленых" за внешнюю политику. "…газопровод — это по-прежнему покушение на климат, поддержка использования ископаемого топлива в Европе и софинансирование Кремля. Поэтому мы, зеленые, продолжим работу над тем, чтобы остановить проект",написал политик в твиттере. Обращаю внимание, политическую причину, "софинансирование Кремля", агрессора, он поставил только на третье место. То есть, природоохранные соображения для "зеленых" имеют первоочередное значение (что для этой партии естественно), превалирующие даже над экономической выгодой, а политические аргументы имеют наименьший вес.

Кстати, по поводу громадной якобы экономической выгоды от СП-2 для Германии и в целом Европы существуют разные мнения. Так, например, редактор отдела экономики ведущей британской газеты Telegraph Эмброуз Эванс-Притчард, комментируя в июле прошлого года достигнутое за спиной Украины соглашение США и Германии о достройке трубопровода, и назвавший его "газопроводом Молотова-Риббентропа", написал, что он не даст Европе дополнительных поставок газа, а лишь переведет на себя тот газ, который сейчас идет через Украину и Польшу: "Это загадка, почему Германия готова пожертвовать таким политическим капиталом ради проекта с невеликой коммерческой ценностью, отравив при этом атмосферу в отношениях с Польшей и преподнеся Путину на блюдечке Украину".

То есть, если он прав, это также поясняет, почему "Зеленые" выступают против СП-2, несмотря на кажущуюся заинтересованность в газе. Если трубопровод всего лишь переведет на себя тот газ, который сейчас идет через Украину и Польшу, то какая для интересов Германии разница — через Украину ли, по нитке ли СП-2 она будет получать российский газ? Интересы Германии никак не пострадают — пострадают интересы Украины, и это будет очевидное предательство жертвы российской агрессии, о чем, кстати, сказал во время упоминавшегося прошлогоднего визита в Киев сопредседатель "Зеленых" Роберт Хабек.

Подводя итог сказанному: то, что ввод в эксплуатацию СП-2 по сути дела заморожен — это хорошо. Но я бы поставил вопрос в другой плоскости. Давно назрело время вообще отказаться от российских углеводородов. Вацлав Гавел — а он, напомню, уже более десяти лет, как умер — еще когда предлагал сказать Путину "оставьте ваш газ себе". То есть, уже в то время это было возможно. Тем более это возможно сейчас, в эпоху сланца, при наличии других альтернативных источников поставок. Была бы на то политическая воля, которой, увы, нет.

Вадим Зайдман

newssky.com.ua

! Орфография и стилистика автора сохранены