Прошло достаточно много времени со дня предъявления Россией ультиматума странам НАТО, а внятного ответа на вопрос, зачем это Путин сделал, как это ни странно, нет. Может, надеялся, что Свободный мир примет условия этого ультиматума хотя бы частично? Такой он наивный человек? Или совсем над собой контроль потерял?
Еще относительно недавно среди тех, кто никак не одобрял политики Путина, было принято утешать себя тем, что он якобы весьма недалекий человек, если не полный дурак. Мол, просто ему очень везет, сказочно везет в противостоянии с умными людьми, так везет, что он постоянно, на протяжении многих лет, их обыгрывает в политической борьбе. И только в последнее время в стане его противников заговорили о том, что, возможно, он, узурпатор, не так глуп, как хотелось бы во имя свободной России.
Была еще версия Бориса Немцова, насколько это возможно политкорректно поддержанная Ангелой Меркель. Заключалась она в том, что президент России, возможно, неадекватен. Мягко говоря. Но если и так, то что это объясняет? Мало ли было и есть психически не таких уж здоровых людей, обладающих при этом мощным интеллектом, решающих сложнейшие научные, технические и художественные задачи.
Я не берусь оценивать силу интеллекта нынешнего президента России, но скажу, что задачи, которые он перед собой ставит из года в год, абсолютно рациональны и успешно им решаются. Например, он поставил перед собой задачу, пользуясь своей властью, блокировать пути демократического развития России. Задача рациональная? Да, вполне. Он ее решил? Безусловно. Может быть, у него не было достойных противников на этом пути из лагеря либералов? Но ведь были и есть.
Отнюдь не исключено, что политический успех Путина связан с тем, что он оказался достоин своей миссии, которая заключалась в том, чтобы вернуть Россию на путь самодержавия по ее собственному желанию. В самом деле, дважды в ХХ веке Россия, казалось бы, ступала на путь либерально-демократических преобразований и оба раза возвращалась к форме самодержавного правления при, надо сказать, заметной поддержке населения, из части которого быстро образовывалась новая властная элита, становившаяся, по сути, очередной разновидностью дворянства. Во всяком случае, по факту обе кажущиеся победы демократических революций в России становились на деле переформатированием самодержавия.
И где же убедительные доказательства того, что России на роду написано быть в ряду либеральных демократий, а не в ряду самодержавных деспотий? Так ли уж был счастлив русский народ видеть страну членом Восьмерки либеральных демократий? Почел ли это великой честью для своей страны? Я сомневаюсь.
А вот в том, что пребывание России в политической связке с Китаем и Ираном, противостоящей странам либеральной демократии, никакого душевного дискомфорта у большинства народа России пока что не вызывает, я не сомневаюсь, потому что таковы факты. Неуютно почему-то было российскому человеку в Восьмерке. И я даже точно знаю почему. Не хочет он числить себя восьмым. А вторым, третьим или хотя бы шестым он себя в Восьмерке не чувствовал.
Ну хорошо, выбыл Путин из унижавшей его достоинство Восьмерки. А сейчас-то чего он добивается, выдвинув коалиции стран либеральной демократии неприемлемые для нее условия? Рассчитывать на то, что его условия будут приняты, он не мог. Значит, хотел, чтобы они были отвергнуты. Вознамерился воевать? Допустим. Но каковы тогда цели войны? Поставить НАТО на колени? Исключено. Ведь Путин, как мы успели заметить более чем за два десятка лет, ставит перед собой вполне реальные цели. Видит себя человеком, который восстановит Советский Союз? Тоже исключено по тем же причинам. Это нереально. Спит и видит, как бы отхватить еще часть территории Украины? А потом еще часть и еще. И не обязательно только Украины. В среднем раз в шесть-семь лет по кусочку от территории соседей отрывать. Задача на перспективу. И на долю осчастливленных таким образом потомков останутся все те же славные дела. "За далью даль", как говорил поэт: Крым, Константинополь, Иерусалим... Что там еще за Иерусалимом родное, исконно русское, которое всегда найдется? Кстати, Аляска, Калифорния... Это как минимум. Но это — мечта. Есть американская мечта, есть и русская.
Так неужели ради таким образом сформулированной русской мечты предъявил Путин свой нынешний ультиматум Свободному миру? Не для себя, а для далеких потомков старается?
Вы как хотите, а я так не думаю. Думаю, что он старается для себя и своего ближайшего окружения, ставя конкретную практическую задачу, совершенно понятную для своих.
И вот какова цель: Путин добивается полного разрыва со свободным миром.
И если для этого понадобиться бомбить Киев или осадить Одессу, то даже не сомневайтесь: будет бомбить и постараться осадить. И ему не так уж важно, будет ли успешной военная операция против Украины, потому что главная цель будет достигнута, произойдет полный разрыв со Свободным миром и Российская Федерация станет подобием КНДР. Никаких препятствий для воплощения этого плана уже не будет. Ведь КНДР представляет собой вовсе не воплощение корейской мечты, а воплощение мечты сталинской. Северная Корея превратилась в идеальное государство сталинского типа, и родина этой государственной идеи как раз Россия. Но построение идеального сталинского государства в России по разным причинам не задалось. Близко подходили, но решающего шага сделать не могли. То Сталин умрет, то Андропов. А после этих смертей борьба за власть такая, что приходится делать ставку на якобы раскручивание гаек, то под видом Оттепели, то Перестройки. Заморозки, конечно, со временем берут свое, но драгоценное время оказывается потерянным. Поди потом опять всех в стойло загони.
А вот если бы Сталин сумел передать власть сыну, как это сделал его верный ученик товарищ Ким Ир Сен в Северной Корее? Была бы тогда Оттепель? Или великий реформатор Хрущев ходил бы под сыном так же, как под отцом? Тут и вопроса нет.
А каким способом феодалам путинского призыва сохранить в своей собственности Россию? А то ведь им и впрямь судом праведным некоторые соотечественники угрожают. И при этом не шутят.
Есть ли у Путина шанс? Поддержит ли его интеллигенция? Та, что не подастся в эмиграцию и постарается избежать тюрем и лагерей? Я не знаю. Но вот сочинилось недавно о временах его предшественников:
"Уплывает интеллигенция,
Покидая советский строй..."
Александр Городницкий. Последний пароход.
Уж не знаю я, с кем конвенция,
да и стоит ли дело шить —
остается интеллигенция,
чтоб советской стране служить.
И она поступает правильно,
надо много трудиться лет,
чтобы бомба была у Сталина,
чтобы был у него балет.
Неужели одни исчадия,
опустившиеся на дно,
день-деньской говорят по радио,
не стыдятся снимать кино?
И спрошу я себя без иронии,
пусть мне совесть моя не врет:
кто концерты дает в филармонии —
в самом деле простой народ?
Будем корчить и дальше шизиков —
кто же это в стране стукачей
на работу берет геофизиков,
и филологов, и врачей?
Да, моя затянулась лекция,
но, простите, за годом год
остается интеллигенция
и обратный находит ход.