Новый заместитель министра обороны по военно-политической работе генерал-полковник Геннадий Жидко будет продолжать курс своего предшественника Андрея Картаполова, ныне возглавляющего комитет Госдумы по обороне. Нынешние военно-политические органы нередко сравнивают с советскими – особенно после 2018 года, когда их роль выросла с созданием Главного военно-политического управления (ГВПУ), отличающегося лишь одним словом от советского Главпура. На самом деле ключевое отличие – подчиненность.

Главпур действовал на правах отдела ЦК КПСС – и его многолетний начальник Алексей Епишев, занимавший свой пост почти четверть века, подчинялся Политбюро ЦК, то есть лично выходил на Леонида Брежнева. После смещения за "бонапартизм" с поста министра обороны маршала Георгия Жукова роль политорганов как партийного контролера за ситуацией в армии, еще более усилилась по сравнению с предыдущими периодами. Политработники обладали в армии автономией, то есть могли обращаться к начальникам в рамках своей системы, минуя командира. Кроме того, сам командир, как правило, был членом КПСС или ВЛКСМ – а, следовательно, должен был соблюдать партийную или комсомольскую дисциплину, что также находилось в компетенции политработников.

В современной российской армии сменивший политработника заместитель командира по воспитательной работе находился в полной зависимости от командира. Это же актуально и после его переименования в заместителя по военно-политической работе. Генералы Картаполов и Жидко – не просто кадровые военные, но и прошли все ступени общевойсковой службы вплоть до командующих военными округами. Нынешние главные "политруки" обязаны своим выдвижением министру обороны и непосредственно ему подчиняются.

Никакой автономии и функции контроля у политработников нет. Их задача – продвижение в условиях информационного общества патриотической идеологии, основанной на принципе непрерывности отечественной истории и военных традиций, где находится место Суворову и Кутузову, Жукову и Сталину (генерал Картаполов позитивно отзывался о последнем в прошлом году во время споров о "сталинской" мозаике в главном храме Вооруженных сил), афганской войне и сирийской операции, в которой участвовали и Картаполов, и Жидко. А также противодействие современным западным влияниям. Правда, превратить за год призывника-поклонника Оксимирона в почитателя Кобзона весьма непросто, так что основным объектом политической работы являются контрактники, которых в 2020 году стало более 400 тысяч (срочников – 225 тысяч).

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены