Читатели могут спросить, почему я так настроен против новой Доктрины Байдена? В первую очередь и главным образом потому, что в рамках Доктрины Байдена и речи нет о серьезной борьбе с путинским режимом. После саммита Путин — Байден в Женеве в середине июня последовали очень неприятные заявления Байдена (но приятные для Путина) 22 и 27 июля. В августе — сентябре курс Администрации Байдена в отношении РФ не стал жестче. Все пока свелось к "точечным санкциям" и неопределенным угрозам.
У Путина и его окружения все это вызывает легкую озабоченность, не больше.
Но чем объясняется такой курс Байдена по отношению к главному, открытому врагу Америки?
Администрация Байдена все еще не теряет надежды оторвать Россию от Китая. Отсюда и мягкость к Кремлю. Увы, Байден и его советники питают вздорные надежды. Китай уже внутри России, контролирует там очень многое, и уровень китайского контроля непрерывно растет. Здесь у Байдена никаких шансов.
А как насчет главной цели Доктрины Байдена, то бишь сдерживания Китая? Все, вплоть до отношений с традиционными союзниками, приносится в жертву этой цели.
В предыдущей статье я рассказал о создании Тройственного союза Америка — Великобритания — Австралия и о пинке, который получила Франция. Франция отозвала послов из трех столиц и обратилась с жалобой в ЕС. ЕС охотно откликнулся на обиду, нанесенную его видному члену.
В последние несколько дней ситуация немного улучшилась: послы возвращаются, а Франции посулили (а там видно будет!) большой оборонный заказ от Индии. Хорошо, что так, а то это уже начало походить на роман "1984" Оруэлла: Океания (Америка, Великобритания, Австралия плюс Япония) ведет войну (холодную, в основном дипломатическую) с Евразией (Россия плюс Средняя Азия плюс ЕС) и Остазией (Китай плюс Юго-Восточная Азия, где позиции Китая очень сильны).
При этом экономические и технологические связи внутри неформального блока "Евразия плюс Остазия" развиваются по восходящей: через территорию России и Казахстана в ЕС (и обратно) идут тысячи грузовых поездов с китайскими и европейскими товарами. Это создает прекрасные возможности для развития тесных политических связей внутри данной неформальной структуры.
Будем надеяться, что эта картинка так и останется ненаучной фантастикой. Хотя если Вашингтон проявит изрядную настойчивость, а тем более непреклонность в реализации Доктрины Байдена, то кто знает...
И, наконец, несколько свежих цифр и фактов.
Только что очень серьезная, базирующаяся в Швейцария структура WIPO (World Intellectual Property Organisation) опубликовала, совместно с одним из лучших в Америке Университетом Корнелля, ежегодный доклад относительно мировой иерархии в сфере инноваций "Global Innovation Index (GII) 2021". Данный индекс принимает во внимание количество патентов на изобретения, расходы на НИОКР, количество исследователей, объем производства высокотехнологичной продукции... Все это в расчете на один миллион населения.
На 1-м месте оказалась Швейцария, на 2-м Швеция, на 3-м США, на 4-м Великобритания; все так же, как и в 2020 году. На 5-м месте Южная Корея (против 10-го места в 2020 году), на 6-м Нидерланды (5-е место в 2020 году). За ними идут Финляндия, Сингапур, Дания, Германия, Франция (11-е место).
А вот на 12-м месте оказался Китай, который еще в 2015 году находился на 29-м месте, а в 2018–2020 годах занимал 14-е место. В последнем докладе WIPO подчеркивается, что "Китай оказался единственной "страной со средними доходами" внутри верхних 30 стран в новом списке GII. Китай теперь находится впереди Израиля, Японии, Канады, Австрии".
Если же принять во внимание численность населения, то, скорее всего, окажется, что общий инновационный потенциал Китая превзошел потенциал Америки. В 2020 году это не было очевидным.
Каждый год американский журнал Forbes публикует "Forbes 500" — список ведущих 500 предприятий США по объему доходов. Оказалось, что совокупный доход 500 мощнейших фирм США в 2020 году достиг 13,8 триллиона долларов, что на 1% меньше против 2019 года (коронавирус сработал).
А в Китае? 500 ведущих предприятий Китая получили в 2020 году совокупные доходы (пересчет по текущему курсу) в 13,9 триллиона долларов, рост на 4,5% против 2019 года. И здесь паритет!
Да, у президента Байдена и его советников есть серьезные основания опасаться за лидерство Соединенных Штатов в мире; они их и не скрывают. И я, американский гражданин, разделяю эти опасения.
Но что за неуклюжий инструмент эта Доктрина Байдена! Пока Америке от нее больше вреда, чем пользы.