За нашим локальным ломанием копий мы не должны упускать из вида мир. А в мире, между прочим, прямо сейчас происходит самая настоящая революция. Революция в плане отношения к космическим полетам — и не только к ним.
Разумеется, тут же вспоминается кто? Правильно, Илон Маск. Без него, конечно, не обошлось, "Кру Дрэгоны" созданы его компанией.
Кажется, впервые в истории на орбите находится сразу 14 человек. Но количество — не главное. А главное — экипаж корабля "Кру Дрэгон" — "Резилианс".
С 60-х человечество привыкло: космонавты — это какие-то совершенно особые люди. С совершенно особым здоровьем. Отобранные тьмой врачей. Если есть какое-то самомалейшее заболевание, а то и подозрение на заболевание — все, путь в космос будет закрыт! Мало того, полету будет предшествовать длительная подготовка. Годы, иногда — десятилетия подготовки под постоянным медицинским контролем. Все эти сурдокамеры — центрифуги — тесты на выживаемость... Всего не перечислить!
И вот экипаж "Резилианса". Во-первых, все четверо — новички. Во-вторых, профессионалов-астронавтов среди них... нет.
Командир бросил школу в 16 лет: его как-то больше привлекала починка компьютеров. И вот тут он очень быстро стал профи. Сначала это был личный бизнес, потом — компания по обработке розничных платежей под названием United Bank Card. Потом, конечно, были и экзамены, и бакалавриат. Но — потом.
А так-то Джаред Айзекман — типичный персонаж легенды об "американской мечте" — оказывается, она не умерла, эта легенда! Был просто специалистом по компьютерам — стал миллиардером.
Но куда важнее "американского везунчика" участие в полете Хейли Арсено. Вот кому, казалось бы, не повезло в этой жизни. В десять лет у девочки был обнаружен рак костей — остеосаркома. Вылечить ее удалось, но как? Была проведена операция, девушка живет с титановым протезом в ноге. Казалось бы, это закрывает путь в космос, это — инвалидность. Пишу именно "инвалидность" — и из неприятия т.н. "политкорректности", и из соображений логики: в русском языке "инвалидность" — всего лишь нейтральное определение, а вот "лицо с ограниченными возможностями" звучит и казенно, и довольно неприятно. Тем более что Хейли Арсено эти возможности сильно расширила.
Девушка сама стала врачом. А сейчас она — врач в космическом экипаже.
Хейли заявляет, что именно победа над остеосаркомой и подготовила ее к полету. Еще лет десять назад такие слова были бы восприняты как безумие. Но не сегодня!
Мало того, это — первый в истории благотворительный космический полет. Цель — собрать $100 млн для того самого госпиталя, где сделали операцию Хейли Арсено — и где теперь она и работает. Еще 100 миллионов перечислил больнице миллиардер Айзекман.
Еще одна участница экипажа — уроженка острова Гуам в Океании Сайан Проктор (опять же, впервые, и это несколько меняет наши стереотипные представления об Океании). Вот она в астронавты НАСА пробивалась. И раз, и другой, и третий — и неудачно. А все равно мечта исполнилась.
И Крис Семборски, который имел отношение к космонавтике и ВВС, но не к космическим наборам НАСА.
Вот такой невероятный экипаж.
Мало того, невероятна и программа полета. Впервые со времени лунных полетов обитаемый космический аппарат достиг высоты 585 км.
Разумеется, хотя мы и говорим о непрофессиональных астронавтах, полету предшествовала подготовка. Даже если пропадет связь с Землей, экипаж сможет справиться с нештатными ситуациями. Тем не менее, перед нами — обычные люди.
Что все это дает гражданам Земшарии?
Во-первых, огромную мотивацию. Ведь при колонизации Марса понадобятся не только люди с "железным здоровьем" — нужных специалистов среди них может оказаться недостаточно. Оказывается, инвалидность и тяжелое заболевание могут и не быть приговором.
Во-вторых, вдохновение. Все-таки нам надо иногда отрываться от наших земных дел и вглядываться в звездное небо над нами. Человек так устроен, что без этого — нельзя. Иначе он довольно быстро расчеловечится — хотя на первых порах этого и не заметит.
А в-третьих, это, конечно, очередной этап подготовки самого удивительного предприятия в истории Земли — полета на Марс и колонизации Марса.
В общем, всяческих успехов экипажу "Резилианса"!