Последний американский военный (генерал-лейтенант Крис Донахью) покидает Афганистан. Фото: Минобороны США
  • 01-09-2021 (09:53)

Эвакуация состоялась. Что дальше?

Блогосфера о завершении эвакуации американских военных из Афганистана

update: 01-09-2021 (10:32)

Соединенные Штаты Америки завершили вывод своих войск из Афганистана. Операция по выводу войск завершилась за день до срока, который установил президент Джо Байден. Согласно соглашению американцев с талибами, США должны были завершить вывод войск из Афганистана до 31 августа 2021 года. Военное присутствие США в Афганистане длилось 19 лет, 10 месяцев и 25 дней. США за 17 дней эвакуировали более 120 тысяч человек.

Александр Осовцов:

"Некоторые комментаторы в моей ленте слишком буквально поняли выражение "Америка — международный полицейский". Всё-таки Америку на службу никто не нанимал, зарплату ей не платит, страховку не обеспечивает, оружие и форму не выдаёт. А пока всего этого нету, надо быть благодарным Америке за всё, что она делает добровольно и за свой счёт (в том числе счёт кровавый), а не орать, что этого мало. Причём безотносительно того, кто именно сейчас в Белом доме".

Паблик "Ёшкин крот":

По теме
НОВОСТИ

"В августе россиянам больше всего запомнились события в Афганистане (17%), а вот предвыборную кампанию в собственной стране заметили лишь 2% россиян ("Левада").

Вроде и там, и там страну захватили бандиты, но россияне уже как-то привыкли… (впрочем, зря)".

Телеграм-канал "Парламент с кнопкой":

"Такие серьезные и эпохальные решения, как вывод американских войск из Афганистана, не могут пройти без жертв. И эти жертвы не только среди военного персонала США, техники и денег американской армии. Это еще и жертвы политической битвы, развязавшейся с новой силой после вывода войск уже в самих Штатах. Ведь все неудачи, ошибки военного руководства и администрации Байдена, смерть каждого американского солдата в Афганистане стали мощным оружием в руках критиков действующей администрации".

Эль Мюрид:

"Вчера выступил Байден по поводу окончательного вывода войск из Афганистана. И сказал при этом любопытную вещь: "Это решение по Афганистану касается не только Афганистана. Речь идет о завершении эпохи крупных военных операций по переделке (remake) других стран".

Самое простое — интерпретировать фразу Байдена как нужду, выдаваемую за добродетель. Штаты настолько неуклюже провели вывод в организационном смысле, что слова Байдена можно расценивать как попытку сгладить крайне негативный "привкус" так бездарно проведенного мероприятия.

Однако в этой фразе есть и рациональное зерно. Заключается оно вот в чем.

У каждой фазы развития есть базовая ценность, владение которой определяет жизнеспособность социального субъекта. У архаичной фазы — это пищевой ресурс на территории обитания. У традиционной фазы — плодородная почва, пригодная для производства пищи. У индустриальной фазы ценностью являются коммуникации. Борьба и войны, как крайний метод ведения борьбы, происходят в столкновениях за право владения этой ценностью. Переходя на более высокий уровень развития, субъект утрачивает объективный интерес и необходимость борьбы за ценность предыдущей фазы.

Штаты, выходя из индустриальной фазы развития, перестают нуждаться в контроле над коммуникациями. Это процесс небыстрый, но необратимый. "Демократизация" третьих стран, "борьба с международным терроризмом" и прочие инструменты борьбы за такой контроль теряют для США свою актуальность. Важнейший вопрос будущего этапа развития — доставка любого товара (услуги) в любую точку земной поверхности вне зависимости от ее связности. Именно это определяет конкурентоспособность в будущей фазе развития. Спутниковый интернет Маска (к которому начинают подтягиваться и другие разработчики) — лишь один пример инфраструктуры будущей фазы развития. Бурное развитие и миниатюризация вместе с автономизацией беспилотных транспортных средств, автономная энергетика на возобновляемых источниках энергии — это то поле будущей борьбы, где сойдутся наиболее развитые страны и субъекты. Создается инфраструктура новой фазы, и возможно, что к концу этого века она в целом будет создана и стандартизована. После этого все, кто не успел застолбить свой участок в новом разделении труда, станут объектны по отношению к правилам новой фазы (которая продлится достаточно долго даже по нынешним очень быстрым меркам — возможно, не менее века).

Коммуникации и точки связности перестают играть определяющую роль для стран и глобальных субъектов-корпораций, вошедших в новую фазу развития. И в этом смысле Байден достаточно четко высказывается, что для США задачи борьбы за ценности предыдущего уклада утрачивают смысл..."

Юрий Христензен:

"На диаграмме средний рост численности населения Афганистана при разных режимах.

При падишахе +232 тыс. чел. в год.

При СССР -154 тыс. чел. в год.

При моджахедах +1040 тыс. чел. в год.

При талибах +534 тыс. чел. в год.

При США +907 тыс. чел. в год.

"Отрицательный рост" (с) населения Афганистана в период 1979–1989 был следствием миллионов беженцев, бежавших от советской оккупации. Рост населения при моджахедах был следствием возвращения беженцев. При талибах афганцы размножались лучше, чем при шахе, но хуже, чем при моджахедах. При США был бурный продолжительный рост.

Хуже всего сказалась на демографии попытка построить в Афганистане социализм. То же мы наблюдаем на оккупированных территориях Молдовы, Грузии и Украины, на которых Кремль пытается воссоздать советскую идентичность. При этом демократия, даже навязанная силой извне, привела к продолжительному периоду роста населения Афганистана.

Эксперимент закончился, и можно подвести итоги. Афганцам жилось при демократии лучше, но они не готовы ее защищать. Потреблять готовы, а умирать — нет. В то время, как носители традиционных ценностей готовы умирать и убивать за свои идеи. А носителей демократических ценностей в Афганистане не сформировалось в достаточном количестве за двадцать лет".

Егор Седов:

"Взрывной рост населения — это совсем не "хорошо жить". Это как раз нищета, люди друг у друга на головах, общество преступности и бунтов, общество, где для власти люди — бросовый материал.

С чего началась нормальность Европы? С "если б не было чумы в городах и селах..." (с) А попробуй-ка, феодал, послать мужиков с их требованиями после морового поветрия? Альтернатива — самому с голоду сдохнуть.

Или вот воспоминания будущего премьера Израиля, который до войны жил и учился в "самой молодой стране Европы". (Кстати, кажется, эта страна — единственная в цивилизованном мире, где в середине ХХ века конница атаковала танки. Случайно ли?) В университет он ходил с ножом в кармане плаща. Самообороны ради. В тогдашней Англии я с трудом представлю студента, рутинно идущего на занятия с ножом.

И вот Афганистан. Главная ошибка "прогрессоров" — они допустили этот взрывной рост за 20 лет (хотя не факт, что могли как-то противодействовать). Все остальное — последствия".

Он же:

"Тут опять пошли смешочки над "вирусологами, переквалифицировавшимися в специалистов по Афганистану, а потом — в специалистов по рекламе в сетях ресторанов японской кухни" и т.д.

Вот что я на это скажу: а вот это, дорогие друзья, называется "революция масс". Привыкайте! Дальше будет интереснее.

Привыкайте к тому, что у "простеца" и "прола" Васи Пупкина есть какое-то свое мнение. Правильное, неправильное — это вопрос №2. Но оно — есть. И прав высказать его у него ровно столько же, сколько у всех остальных-прочих.

Это — сетевое гражданское общество, господа, милости прошу!

Да, этот процесс остановить не получится, с ним придется только лишь мириться. И спокойно, на равных говорить с теми "пролами". Исключительно на равных.

Потому что обращение "Вася, заткни рот и слушай умных интеллигентных людей!" вызовет неприятие — и Вася будет полностью в своем праве. А большая взвешенность такого рода мнений — она придет, но со временем. Как раз "заткнись!" — это лучший способ оный момент отдалить".

Он же:

"За что я люблю свою ленту и своих френдов?

А вот, например, за то, что сейчас вбил в поисковик Пена Фартинга — и не увидел ни одного злого или издевательского комментария. Только "он молодец!", "он не предал!", "он рисковал жизнью ради животных". Никакого "аааа, люди гибнут, а тут какие-то кошки-собаки!" Где-то еще это, возможно, есть — в моей ленте нет.

Пен Фартинг уже в Британии. С кошками и собаками из своего приюта в Кабуле".

Андрей Никулин:

"Перечисляя причины, которые могут вытолкнуть боевиков во внешнюю экспансию из почти покоренного, по крайней мере на данный момент, Афганистана называют религиозный фанатизм, стремление помочь "угнетенным" единоверцам Средней Азии, необходимость занять оставшихся без единственной, известной им работы сотни тысяч вооруженных людей, стремление политических эмигрантов из среднеазиатских стран вернуться с победой домой, жажду наживы, но забывают один из главнейших человеческих мотиваторов — секс.

В традиционном, тем более исламском традиционном обществе, особенно в том квазисредневековом варианте, к которому стремятся новые афганские хозяева, в дефиците не только жизненно важные продукты питания, но и вышеупомянутая плотская близость.

Если у одного "уважаемого" человека четыре жены, благо больше шариат не позволяет и полдюжины наложниц, кстати, возможно, ему столько и не нужно, но положение обязывает — то оставшиеся девять мужчин вынуждены как-то обходиться без женского внимания. Тем более что случайные связи в обществе, где женщины приравнены к движимому имуществу и укрыты от посторонних глаз, практически исключены.

Умножаем вышесказанное на крайне молодое, со средним возрастом до двадцати лет афганское общество, прибавляем к этому печальное понимание большинством молодежи, что на выкуп невесты им не заработать никогда, и получаем гремучую, кипящую и пассионарную смесь.

Как решались такие проблемы в средние века, куда стремится теперь Афганистан? У бая отобрать жен нельзя, он ими обладает в силу традиций и авторитета, остается набег или завоевательный поход на соседей, в котором ты или сложишь голову вместе с проблемами, или вернешься на коне и с добычей.

Кстати, многие примкнувшие к халифату в гораздо более развитом и эмансипированном, но пораженном подобными же проблемами ближневосточном регионе руководствовались схожей идеей — набег обкуренных боевиков на тачанках в махновском стиле, взятие городов, добычи и рабов было одной из главных тем пропаганды "черных".

Можно долго выстраивать графики, проводить экономические и социологические вычисления, но кипучая первобытная энергия требует выхода и остается фактом. И, кстати, лидеры талибов это, подозреваю, так же понимают и будут вынуждены, даже если они в душе вдруг стали сторонниками мира, соответствовать настроениям своих бойцов. Которые пока полоротые от радости катаются на каруселях и порют зазевавшихся на базаре женщин, но скоро задумаются о будущем и своих жизненных перспективах.

Энергию нужно куда-то сливать, явно не в союзный Пакистан, где живут такие же пуштуны, и вряд ли в Иран, готовый выставить в ответ не менее отмороженных фанатиков, остается одно направление, исторически привычное для набегов — Север, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан".

Станислав Кучер:

"А клево на главной странице "Медузы" рядом смотрятся две новости:

"Талибан" создаст в Афганистане систему управления, как в Иране — с верховным лидером, который будет главным политическим и религиозным авторитетом"

И рядом:

"В Ярославле во дворце культуры военно-патриотический клуб показал перформанс с пожеланием смерти гомосексуалам"

От какой пахнет больше средневековьем?"

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter