"Желаю успехов новому правительству Армении". После того, как партия Никола Пашиняна "Гражданский договор", несмотря на военное поражение в Нагорном Карабахе и внутренние проблемы, выиграла выборы, старый новый премьер республики получил немало обращений такого рода. Но здравицы здравицам рознь. Особенно, если они поступают в Ереван из Анкары. Между тем, 29 августа 2021 года президент Реджеп Тайип Эрдоган продемонстрировал именно такой примирительный жест. Насколько он серьезен? Можем ли мы говорить о новой попытке армяно-турецкой нормализации?  
 
На первый взгляд, стилистика Эрдогана дает повод для оптимизма. Он говорит про "конструктивный подход" для всего Кавказского региона, о "развитии соседских отношений". Однако при более глубоком рассмотрении оптимистические выводы стоит попридержать. Заявление по Армении прозвучало после знакового визита турецкого лидера в Боснию и Герцеговину. Там он прогулялся по улицам старого Сараева, возложил цветы на могилу Алии Изетбеговича. Всеми своими действиями Эрдоган показывал: Турция на Балканах "всерьез и надолго". После этого почему бы ему было не показать всю серьезность намерений относительно присутствия на Кавказе?  
 
Какие тезисы кроме общих слов о мире о добрососедстве предложил турецкий лидер? Эрдоган говорил о всеобъемлющем мире между Арменией и Азербайджаном? Сама по себе идея здравая. Однако после второй карабахской войны по факту происходит продолжение этнополитического конфликта между двумя соседними государствами. Вопрос о делимитации и демаркации границ встает в повестку дня, но основы для взаимовыгодного компромисса нет. Ереван и Баку поменялись местами. После 2020 года азербайджанская сторона чувствует себя победительницей. И готова диктовать условия Армении.  
 
В этом плане она рассчитывает на поддержку Турции. И понятно, что Эрдоган, как и всякий другой политик — не альтруист. Он за мир, но на выгодных ему и его союзникам условиях. Однако в Ереване опасаются, что уступки по Карабаху могут иметь продолжение. И нет гарантий, в какой точке этот процесс остановится. Эрдоган также апеллирует к мнению лидеров России и Ирана. Это - его фирменный стиль. Там, где нет полной уверенности в своих силах показывать готовность к совместным действиям. Данная метода апробирована в отношениях и с НАТО, и с США. Но стремление укрепить свое влияние в Евразии более, чем очевидно. В таком контексте нормализация отношений с Арменией видится, скорее, с позиции силы, как инструмент для реализации этой стратегической цели. 

Сергей Маркедонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены