Игорь Яковенко нарисовал печальную картину множащихся антисемитских эксцессов в России, все более приобретающих признаки государственного антисемитизма — как в старые добрые времена.
Ба... А нам все путинские годы рассказывали сказки, что Путин — не антисемит. И друзья у него евреи, и тренеры евреи, и сам он уже чуть ли не чуть-чуть еврей... И что никогда евреям не жилось в России так свободно и вольготно, как при Путине.
В 2012 году Иосиф Давидович Кобзон после скандала с Ульяной Скойбедой, пожалевшей, что из "предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше было бы проблем", ответил ополчившимся на нее евреям, чтобы они перестали злить русских, ругая ее и вообще российскую власть, дабы не накликать на себя беду. Неблагодарные, они не понимают, в каких небывало вольготных условиях живут: "...сегодня евреи в России живут в эпоху ренессанса... Такого отношения к евреям и такой духовной жизни еврейства не было. Не было такого количества синагог, таких мероприятий... И мы должны благодарить ситуацию, народ России за такое отношение к себе... Сказать спасибо и стране, и системе за то, что сегодня они ходят в хедер. Что они сегодня поют еврейские песни, что они сегодня спокойно просто ходят. Уже исчезли из нашего лексикона обидные слова, которыми когда-то называли евреев. Я говорю: скажите спасибо и успокойтесь. Не злите народ, не разжигайте искусственно антисемитизм. Вы сами разжигаете его". (Вот, кому интересно, мой тогдашний ответ на этот крик души Кобзона.)
Иосиф Давидович забыл упомянуть еще один важный момент, за который евреи должны быть благодарны русским: за то, что не устраивают погромы.
Как же путинская Россия, в которой так вольготно дышится евреям, докатилась до ситуации, описанной в статье Игоря Яковенко?
А ничего, в общем, удивительного. К этому шло. Путин, может быть, и не антисемит, но все годы своего правления с удовольствием разыгрывал антисемитскую карту, если это ему нужно было для достижения каких-нибудь целей.
Вспомним, в том же 2012 году (уже почти 10 лет назад!), во время визита в Россию Ангелы Меркель Путин, чтобы очернить в ее глазах арестованных девушек из Pussy Riot, за которых она заступалась, сказал ей, что в одной из акций арт-группы "Война", в которой участвовала одна из пусей, Надежда Толоконникова, имел место "прямой антисемитский выпад" — повешение чучела еврея. "Госпожа Федеральный канцлер упомянула о девушках, которые в тюрьме находятся за выступление в церкви. А знает ли она, что до этого одна из них повесила чучело еврея и сказала, что от таких людей нужно избавить Москву? ...Мы не можем с вами поддерживать людей, которые занимают антисемитские позиции", — сказал канцлеру ФРГ Путин.
Речь шла об акции еще 2008 года, когда в московском супермаркете "Ашан" группа "Война" провела акцию, в ходе которой несколько статистов, а не чучел, изображали якобы повешенных гастарбайтеров и гомосексуалистов. То есть на самом деле этот перформанс был направлен против шовинизма и гомофобии и к евреям вообще не имел никакого отношения.
Разумеется, Путин разыграл в этой истории антисемитскую карту не из антисемитских побуждений. Просто он знал, сколь болезненно эта тема воспринимается в Германии, знал, что наилучший способ опорочить кого-нибудь в глазах немецкого канцлера — это обвинить этого кого-нибудь в антисемитизме. Если бы в Москву в это время приехал Барак Обама и стал защищать девушек из Pussy Riot, Путин сказал бы ему, что пуси повесили и линчевали чучело негра.
Ну, а то, как антисемитская карта разыгрывалась и продолжает разыгрываться Путиным после того, как в Украине к власти пришла "фашистская хунта" (разыгрывается даже и тогда, когда президентом страны стал еврей Владимир Зеленский) — все прекрасно осведомлены.
Страна, в которой постоянно, пусть не из антисемитских, а высших геополитических побуждений разыгрывается антисемитская карта, происходят антисемитские эксцессы, причем зачастую, как мы видим, с подачи высшего лица в государстве, — не может не скатиться к старому доброму классическому антисемитизму. Количество не может не перейти в качество. Тем более речь идет о стране, которой антисемитизм присущ исторически, из которой он, по большому счету, никогда не уходил, а только лишь некоторое время был несколько приглушен. А сейчас, по существу, произошло возвращение к истокам. Ренессанс. Но не еврейской жизни, а антисемитизма.
В России любое авторитарное правление неизбежно скатывается к антисемитизму. Даже если первое лицо и не антисемит. Вспомним: в сталинскую эпоху полномасштабные антисемитские кампании (борьба с космополитизмом, дело ЕАК, дело врачей) случились в конце жизни Сталина. Хотя в целом государственный антисемитизм процветал в СССР на всех уровнях как минимум начиная с 30-х годов.
Антисемитизм неантисемита Путина вплотную подвел Россию к рубежу, за которым — возрождение государственного антисемитизма. Строки Евгения Евтушенко из "Бабьего Яра" — "О, русский мой народ! — Я знаю — ты по сущности интернационален" — сегодня могут восприниматься лишь с горькой усмешкой.
Антисемитизм — последний козырь путинской диктатуры, такой понятный русскому народу. Потому что когда все другие "враги" — грузины, украинцы, пиндосы — являются уже отработанным материалом и не сплачивают столь монолитно нацию, как раньше, остается последний бастион, тот враг, который русскую нацию всегда сплотит, сцементирует, как никакой другой, — это евреи.
Широка страна моя родная,
Много рек, лесов в ней и полей.
Я другой такой страны не знаю,
Где свободно дышит так еврей!