Судебная практика свидетельствует: с 2009 года в России за насилие в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) было осуждено в шесть раз больше человек, чем за превышение полномочий силовиками с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК РФ). За 11 лет число осужденных по статье о превышении полномочий сократилось почти в четыре раза, пишет "Новая газета". При этом большинство осужденных за превышение полномочий составляют военные (65,2%), а остальные силовики составляют лишь около трети (28,7%).
Опрошенные изданием правозащитники поясняют, что сокращение обвинительных приговоров для превысивших полномочия силовиков вовсе не говорит о сокращении насилия. За последние годы граждане стали жаловаться на насилие со стороны силовиков только чаще, но до суда дела доходят редко. Попытки потерпевших подать заявление на силовиков и добиться расследования превращаются в "процессуальный пинг-понг", когда человек месяцами ходит по инстанциям и ничего не может добиться.
"Мы постоянно сталкиваемся с тем, что сотрудников полиции, которые незаконно применили насилие, начальство пытается спасти от явно заслуженной уголовной ответственности. Это происходит почти всегда", — говорит глава Комитета против пыток, член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Игорь Каляпин.
По его мнению, одна из главных причин "невидимых" дел в том, что фактически в России нет независимого органа, который может расследовать дела против полицейских. "Сотрудники СК и полицейские — коллеги на самом деле, несмотря на то, что у них фуражки разного цвета. Они каждый день тесно взаимодействуют и вместе расследуют какие-то преступления", — поясняет Каляпин.