"Ганди приехал в Данди" — сообщали друг другу пикейные жилеты в романе "Золотой теленок", что позволяет датировать действие романа 1930 годом, когда Ганди совершил свой знаменитый Соляной марш, правда, пришел, а не приехал на берег моря рядом с местом под названием Данди и выпарил соль из горстки песка, пропитанного морской водой, — тем самым нарушив введенную англичанами государственную монополию на производство соли и обеспечив себе попадание в тюрьму.
"Ганди — это голова!" — восклицал один из пикейных жилетов, и точно так же вслед за ним уже сто лет восклицает весь мир. Множество борцов за независимость, политиков, диссидентов говорили, что берут пример с Ганди. Самых разных общественных деятелей сравнивали с великим Махатмой.
Но вообще-то, на то он и Махатма — "великая душа", чтобы на него никто не был похож. Махатмой называют мудрецов и святых, выдающихся людей, которые, в общем-то, уже больше чем просто люди. Мы не знаем, считал ли великий писатель Рабиндранат Тагор, Ганди существом, уже возвысившимся над людьми — во всяком случае, скорее всего, именно он начал называть борца за независимость этим словом. Но миллионы жителей Индии явно видели в Ганди некую сверхъестественную сущность. Одной из тяжелых и угнетавших Ганди обязанностей в последние десятилетия его жизни была просто необходимость регулярно появляться перед людьми, жаждавшими лицезреть Махатму и поклоняться ему.
Так что Ганди далеко не просто политик и борец. Он еще и религиозный философ, и глава общины, если по-настоящему подражать Ганди, то надо регулярно делать себе клизму, чтобы очищать организм, и отказаться от сексуальной жизни, чтобы направить телесную энергию на духовные цели.
В общем, Ганди по сути дела ни на кого не похож, и велик сам по себе, несмотря на все странные, иногда даже шокирующие поступки, которые он совершал. Как сказал один из писавших о нем историков, Махатма очень часто бывал неправ в конкретных вопросах, а в целом почему-то все равно оказывался прав…
Вот об этом и была моя лекция в Ельцин-центре — об уникальном, ни на что не похожем феномене Махатмы Ганди.
! Орфография и стилистика автора сохранены