Помимо победы на выборах бывают ведь и "бархатные революции", меняющие режим. Все мы о таких слышали.
Мы также знаем, что выборы, участие в них и их результаты уже лет 20–25 перестали служить в нашей стране механизмом реального влияния оппозиции (как партийной, так и непартийной) на политику исполнительной и законодательной ветвей власти даже на уровне городских дум, не говоря уже об Администрации президента, Госдуме, федеральном правительстве и самом президенте.
"Бархатная революция", исключающая уличные погромы и грабеж со стороны вышедших на улицы сотен тысяч и миллионов людей, исключающая физическое насилие по отношению к высокопоставленным государственным служащим и чиновникам, к судьям, приговаривавшим участников мирных акций протеста к многолетнему лишению свободы, не допускающая проявлений насилия даже в отношении полицейских в ответ на насилие с их стороны (исторически первым ориентиром в этом плане был Ганди), — мирный способ масс людей и политической оппозиции вернуть себе это влияние.
Я считаю, что "бархатная революция" увенчается успехом, если она не сведется к требованиям смены власти в Кремле и освобождения политзаключенных, но и выдвинет также конкретные требования по изменению тех существующих в стране социально-экономических отношений, которые разные социальные группы считают несправедливыми и коррупционными (я имею в виду поддержку людьми существующих справедливых и минимизацию несправедливых социальных неравенств и отношений).
Если бы Николай II и его министры приняли требования, сформулированные в петиции лидеров и организаторов демонстрации 9 (23) января 1905 года, фактически стремившихся к "бархатной революции", а не расстреляли демонстрацию, то не случилось бы ни "Кровавого воскресенья", ни февральской и октябрьской революций 1917 год и последующей Гражданской войны, и сам Николай II и его семья не были бы расстреляны. Сегодня все же не 1905 год, и требования оппозиции в ходе "бархатной революции", я надеюсь, могут быть приняты правительством.
Выдвижение социально-экономических, а не только политических требований необходимо также, чтобы "бархатная" революция не завершилась всего лишь верхушечным политическим переворотом и "ретушированием" путинского режима.
Я считаю, вопрос о том, что делать сегодня оппозиции и гражданам, критически настроенным к путинскому режиму, чтобы обеспечить возможность (здесь очень много аспектов) и успех (здесь не меньшее число аспектов) "бархатной революции" в нашей стране, и является главным в политической повестке дня для людей, стремящихся ее вырабатывать. Проведение и участие в митингах — только часть этой повестки. Участие в выборах, точнее, их безрезультатность в плане изменения путинского режима могут служить одним из триггеров этого процесса.
Многие чувствуют, что так или иначе Россия движется к серьезным политическим пертурбациям и что рост возмущения людей, их участие в акциях протеста в 2021 году власти не остановить, при том что режим пока еще готов отчаянно защищаться.
Поэтому задача оппозиции в конце концов стремиться осуществить в России именно "бархатную революцию" без человеческих жертв и уличных погромов (как это почти удалось в 1991 году) и затем не дать украсть ее результаты.
Кто из участников "низового" демократического движения 1987–91 годов думал и предполагал, что через 30 лет около 90% национальных капиталов и природных ресурсов страны перейдет в собственность, владение и распоряжение пяти-семи процентов российских граждан? Причем главным образом нелегитимным путем, и что значительная часть национальных ресурсов и достояния окажется в 2021 году в офшорах.
Я бы еще дополнил вышесказанное тезисом доктора физико-математических наук Бориса Штерна, предлагающего (более четко и ясно, чем я об этом сказал) оппозиционным политикам и экономистам в конце концов договориться и озвучить общие требования, которые нам, гражданам, можно предъявлять власти, в т.ч. при массовых выходах на улицу и в социальных сетях.